Osbourne писал(а):нужно было останавливать движение на длительное время.
Судя по Транссибу, железные дороги тогда строились и реконструировались значительно быстрее, чем сейчас.
Aqua$erg писал(а):delazar, по Вашей выкладке нужно будет создать отдельную страничку в разделе "Интересное" на сайте... Надеюсь, Вы поддерживаете идею?
Конечно. Думаю, что сначала размещу все здесь, а потом, если хотите, предоставлю архив картинок или pdf.
Ещё раз с удовольствием прочитал про грибы (было уже раньше в "грибной" теме).
Отметил, что и тогда свинухи считали поганками. И даже горькухи .
А вот про грибные места - Каменный Бор это, наверно, Каменка?
К вопросу о соответствии номера участка номеру дома в местности близ станции Белоостров.
В прошении от (июля-августа) 1915 г. крестьянина Петра Глинского на строительство кинематографа на 36 мест "по 2-ой Новой улице №30 (полиц. №3) на арендованной земле, принадлежащей крестьянину ...Глинскому".
Из сказанного следует, что после появления названий улиц (дата ?), номера участков могли не соответствовать номерам домов. В статье "Запутанный клубок Белоострова" урядник Клюшкин в своем отчете от 20 января 1912 г. сообщает, что близ станции улицы названий не имеют.
краевед эксперт писал(а):Из сказанного следует, что после появления названий улиц (дата ?), номера участков могли не соответствовать номерам домов.
Есть такое предложение: delazar перерисовывает план Белоострова с контурами улиц, но без названий, хотя бы вот этот, а затем краевед эксперт наносит на схему известные ему номера домов, участков и названия улиц по состоянию на 1900-е – 1910-е годы. Это имеет смысл делать, если довоенная сетка улиц сохранилась хотя бы частично.
Некоторые основания для этого есть, несмотря на полное уничтожение поселка в 1944 году.
краевед эксперт писал(а):В Белоострове рядом со станцией (до 1941 года) улицы назывались: Новая №1 и Новая №2.
После войны (с 1947 года) Биржевая и Центральная соответственно.
По поводу кузнечных инструментов.
На картинке отсутствуют кузнечные тиски. Неужели их не было в мастерской? Среди инструментов по металлу показано много-по дереву. Предполагаю, что последние могли применяться по прямому назначению-для столярных и плотницких работ, а также для изготовления деревянных форм при работе с холодным или нагретым листовым металлом.
В кузнице ведь не только "ковали что-то железное", но и например, телеги починяли. Отсюда и столярно-плотницкий инструмент. Да наверно и слесанрные кой-какие работы делали
краевед эксперт писал(а):На картинке отсутствуют кузнечные тиски. Неужели их не было в мастерской?
Думаю, "старший мастер Колька" зарисовал не весь ассортимент.
Буквоед писал(а):В кузнице ведь не только "ковали что-то железное", но и например, телеги починяли.
Или даже скорее второе. Не зря на с. 42 приведены "Цены материала, нужного для разных экипажей". Вполне вероятно, что "кузнечное заведение" было прямым аналогом сегодняшнего автосервиса со специализацией по телегам и коляскам.
Интересно, была ли при станции какая-нибудь слесарная мастерская для текущего ремонта и обслуживания?
Примечательна стоимость обучения. В училище - как я понимаю, аналог неполной средней школы - 20 р. в год. Весьма умеренно Т.о. н/с образование в СПб было вполне доступно детям рабочих (см. выше о средней з/п).
В семинарии (вероятно, дававшей среднее спец. образование) - уже значительно (в разы) дороже.
Это что же, в то время благородные олени с ланями водились в белоостровских лесах?
И по поводу предметов школьной программы. Заметен общегуманитарный уклон. И предметы, наличие которых в программе объясняет грамотную, литературную и в то же время живую письменную (и устную тоже, я ещё её застал ) речь Н.Лазарева и людей его поколения. Я имею ввиду закон Божий, русский (вероятно с литературой) и церковно-славянский языки. Не мешало, думаю, становлению речи и изучение двух иностранных языков.
delazar писал(а):
Интересно, была ли при станции какая-нибудь слесарная мастерская для текущего ремонта и обслуживания?
В 1884 г. была открыта кузнечная мастерская г. Бартеля для производства разных железных предметов на берегу реки Сестры неподалеку от дороги, идущей от ст. Белоостров в дер. Редуголь. В одном помещении находилась слесарная мастерская, в другом-кузница с горном.
Буквоед писал(а):А вот где именно располагалось училище, в котором учился Коля Лазарев, пока так и не выяснил. Судя по названию - на Сергиевской, но вот в каком доме, и что там теперь? Издатель не знает?
Вот это пока выяснить не удалось. Вероятно, на Сергиевской или, по крайней мере, где-то в районе Литейного: Николаю приходилось пересекать Литейный мост.
В поисках адреса училища помог коллега Комдир с дружественного эраунда, отозвавшийся на просьбу заглянуть в адресную книгу За это ему большое спасибо. Мои же самостоятельные изыскания ничего не дали: не знает Яндекс такого училища . Как я и предполагал, училище находилось в Литейной части, слева от Литейного пр. (недаром Коля Лазарев предпочитал путь напрямую с вокзала через Неву - на пароходике, а зимой по мосткам ). Но было оно не на Сергиевской, а на Шпалерной, рядом с кавлергардскими казармами. Дом существует и сегодня, подробнее о нём можно прочесть на citiwalls.
Вложения
Из справочника "Весь Санкт-Петербург" за 1910 г.
Шпалерная, 39. В 1910 г. здесь было Сергиевское городское 4-хклассное училище. Cейчас - какие-то разнообразные конторы...
Буквоед, большое спасибо за информацию, мне тоже в сети ничего найти не удалось. В книжке упоминаются и Нестеров, и Бейтель – оба преподавали естествоведение (см. с. 60-61).
Не очень понятно, почему училище располагалось в доходном доме.