Судьба ингерманландских финнов Калелово в воспоминаниях
- Aqua$erg
- Хозяин
- Сообщения: 9246
- Зарегистрирован: 08 авг 2006 20:46
- Откуда: СНТ "Полиграфист"
- x 206
- x 569
- Контактная информация:
Мог бы, но не считаю возможным выложить высланное мне продолжение "как есть", ибо оно плохо читаемо, и плохо годится для публичной выкладки. Тут уважаемая Tuune Tolppa (открою маленькую тайну - письма приходят от имени Татьяны Табуровой, фамилия числится в списке родственников, для которых предназначались мемуары) посетовала на своего сисадмина, который урезал качество сканирования в настройках её компьютера. Пообещала всё исправить. Не будем пытаться её "ускорить", ибо не по-джентльменски...
Я сам это сделаю
Я сам это сделаю
Дочитал до конца, взглянул на финские карты, а затем в Гугль, и стало очень грустно. Ничего не осталось от бывшей Кальялы сегодня... один лишь карьер.
В конце повествования звучит мысль-пожелание, чтобы российский финны могли компактно жить на территории бывшей Ингерманландии, в некоторых населенных пунктах. Т.к. только совместное проживание, постоянное общение на родном языке, позволяет сохранить и развить самобытность народа и его культуру...
Не пора ли задуматься нашему областному начальству и вообще властям о будущем Карельского перешейка. Может остались еще потомки русских финнов, желающих вернуться в родные края и завести здесь хозяйство. Земля по прежнему свободна. А ежли так, то ничто не мешает сейчас создать условия и помочь возвращению материально. Фермерское хозяйство на земле, где жили предки, которые осваивали эту землю, дом, где будут жить поколениями... Не есть ли енто путь к возрождению Карельского перешейка?
Уж точно лучше, чем бездумно застраивать землю коттеджами за высоким забором, варварски сводить лес или прокладывать продуктопроводы. Это путь - ведущий в никуда.
В конце повествования звучит мысль-пожелание, чтобы российский финны могли компактно жить на территории бывшей Ингерманландии, в некоторых населенных пунктах. Т.к. только совместное проживание, постоянное общение на родном языке, позволяет сохранить и развить самобытность народа и его культуру...
Не пора ли задуматься нашему областному начальству и вообще властям о будущем Карельского перешейка. Может остались еще потомки русских финнов, желающих вернуться в родные края и завести здесь хозяйство. Земля по прежнему свободна. А ежли так, то ничто не мешает сейчас создать условия и помочь возвращению материально. Фермерское хозяйство на земле, где жили предки, которые осваивали эту землю, дом, где будут жить поколениями... Не есть ли енто путь к возрождению Карельского перешейка?
Уж точно лучше, чем бездумно застраивать землю коттеджами за высоким забором, варварски сводить лес или прокладывать продуктопроводы. Это путь - ведущий в никуда.
"вроде говоришь, да все не про то..." ©
Читать, конечно, всё это неимоверно грустно. Даже не дочитав до конца понимаешь, что текла жизнь обустроенная, а пришли времена революционные - и пошло всё прахом.. Хотя автор и не расставляет никаких политических оценок.
Удивительно, как история игриво распорядилась - именно в том месте, о котором идёт рассказ, именно там зияет теперь огромная, бездушная дыра.
То есть не просто нет теперь такой деревни, нет! Теперь всё вынули до исподнего - до последнего слоя, до мезозоя, или как там его! И продолжают вынимать, успокоиться не могут, как будто боятся, что осталось ещё.. Что за дьявольская усмешка судьбы?
По-моему, очень и очень красноречивый пример того, что происходило в стране. И до сих пор происходит, получается. Ведь нет никакого возрождения. Земля без хозяина хиреет. Там где было благополучие - царит запустение.. И нет пока никакой надежды.
Удивительно, как история игриво распорядилась - именно в том месте, о котором идёт рассказ, именно там зияет теперь огромная, бездушная дыра.
То есть не просто нет теперь такой деревни, нет! Теперь всё вынули до исподнего - до последнего слоя, до мезозоя, или как там его! И продолжают вынимать, успокоиться не могут, как будто боятся, что осталось ещё.. Что за дьявольская усмешка судьбы?
По-моему, очень и очень красноречивый пример того, что происходило в стране. И до сих пор происходит, получается. Ведь нет никакого возрождения. Земля без хозяина хиреет. Там где было благополучие - царит запустение.. И нет пока никакой надежды.
- Здрагер
- Забаненный флудер форума
- Сообщения: 1833
- Зарегистрирован: 17 янв 2010 10:31
- Откуда: Белоцарск
- x 4
Я думаю, ничто не мешает. Вам следует только объявить, что вы передаете свой участок и домик безвозмездно в фонд возрождения чего-нибудь, и желающие принять ваш дар немедленно найдутся. Жаль, сейчас в паспортах национальность не указывают, а то как определить, финни это будет или не финн? Придется родословную проверять и череп циркулем измерять, чтобы не ошибиться.raevsku писал(а): Может остались еще потомки русских финнов, желающих вернуться в родные края и завести здесь хозяйство. Земля по прежнему свободна. А ежли так, то ничто не мешает сейчас создать условия и помочь возвращению материально.
Не забыть еще асфальтовые дороги разрушить, автомобили и автобусы запретить, пусть пешком в Сестрорецк ходят, а в Питер - на попутных телегах ездят. Еще необходимо электричество отменить, это дьявольское изобретение. Жили же без него, и дальше проживут. Электрификация и шоссейные дороги - это путь, ведущий в никуда.raevsku писал(а): Фермерское хозяйство на земле, где жили предки, которые осваивали эту землю, дом, где будут жить поколениями... Не есть ли енто путь к возрождению Карельского перешейка?
Уж точно лучше, чем бездумно застраивать землю коттеджами за высоким забором, варварски сводить лес или прокладывать продуктопроводы. Это путь - ведущий в никуда.
- Здрагер
- Забаненный флудер форума
- Сообщения: 1833
- Зарегистрирован: 17 янв 2010 10:31
- Откуда: Белоцарск
- x 4
Мне кажется, вы излишне демонизируете копателей полезных ископаемых. Вряд ли они думают о чем-то, кроме добычи стройматериалов.Osbourne писал(а): То есть не просто нет теперь такой деревни, нет! Теперь всё вынули до исподнего - до последнего слоя, до мезозоя, или как там его! И продолжают вынимать, успокоиться не могут, как будто боятся, что осталось ещё.. Что за дьявольская усмешка судьбы?
(с робкой надеждой) А веревка и мыло в продаже еще есть?Osbourne писал(а): И нет пока никакой надежды.
Для полноты картины надо напомнить, что предки наших патриархальных и добрых каллеловцев лет за четыреста до того изгнали из этих районов местное население много более кровавыми и жестокими способами. Понятно, что описанные в мемуарах люди не имели к тем делам уже никакого отношения, но история иногда причудливо наказывает потомков за дела предков. Карма.
- Буквоед
- Знаток
- Сообщения: 7087
- Зарегистрирован: 24 ноя 2008 11:00
- Откуда: Старый Белоостров, СНТ "Ленавтотранс"
- x 523
- x 261
Дочитал воспоминания до конца. Теперь ещё раз, уже окончательно, могу сказать, что мы встретились с исключительным по фактическому содержанию и весьма достойным в литературно-художественном, а кроме того, в нравственном, отношении произведением. Дал же Бог сил этим простым людям столько всего пережить, поднять детей, сберечь стариков и помочь в том же своим родным, при этом прежде всего оставаясь людьми по отошению и ко всем окружющим, и к себе самим. И не озлобиться, ибо книга записана со слов несомненно доброго человека таким же добрым человеком и повествует, если вдуматься, прежде всего о взаимоотошениях людей.
В принципе - согласен с raevsku полностью. Об этом же (с позиции этнического сохранения) пишет и автор в конце книги. И эти позиции между собой не противоречат, а, наоборот, дополняют друг друга. Но вот можно ли "войти в эту воду" второй раз? И достанет ли на это у потомков жителей Кальялы крепости духа (хотя бы вполовину той, что была у Марии Толппа) , у властей предержащих - разумения, а у нас с вами - понимания? Последнего, судя, например, по некоторым предыдущим, достаточно циничным, постам, ожидать трудно.raevsku писал(а):Может остались еще потомки русских финнов, желающих вернуться в родные края и завести здесь хозяйство. Земля по прежнему свободна. А ежли так, то ничто не мешает сейчас создать условия и помочь возвращению материально. Фермерское хозяйство на земле, где жили предки, которые осваивали эту землю, дом, где будут жить поколениями... Не есть ли енто путь к возрождению Карельского перешейка?
Уж точно лучше, чем бездумно застраивать землю коттеджами за высоким забором, варварски сводить лес или прокладывать продуктопроводы. Это путь - ведущий в никуда.
Всё новое это хорошо забытое старое
Изменился уклад жизни. И сейчас не так много желающих заводить полноценное хозяйство на земле, а точнее, их - единицы. Те, кто хотел получить землю на Карельском под фермерское хозяйство, уже ее получили. И я не слышал, чтобы власть как-то этому препятствовала. Да и судьба разбросала русских финнов по миру, у каждого своя жизнь на новом месте, у многих, никак не связанная с с/хозяйством и землей. Захотят ли они возвращаться?Буквоед писал(а):И достанет ли на это у потомков жителей Кальялы крепости духа (хотя бы вполовину той, что была у Марии Толппа) , у властей предержащих - разумения, а у нас с вами - понимания?
Что касается "понимания". Я думаю, несколько фермерских хозяйств на бывшем финском берегу Сестры, и на нашем, скажем, в Термолово и в бывшей д.Охта вряд ли вызовут непонимание. Ежли в Белоостров, нОнешним дачникам, каждое утро будут привозить свежее молоко и пр. продукты. Или, возьмут участок леса в длительную аренду.
"вроде говоришь, да все не про то..." ©
- Aqua$erg
- Хозяин
- Сообщения: 9246
- Зарегистрирован: 08 авг 2006 20:46
- Откуда: СНТ "Полиграфист"
- x 206
- x 569
- Контактная информация:
В коттеджах за высокими заборами, весьма вероятно, тоже могут жить поколениями. Вот только сажать картошку и косить сено у таких поколений нет необходимости.
P.S. давайте не будем разводить здесь полемику из ветки про "регресс/развитие".
Лучше обсуждать труд А.В.Семенцовой-Толппа
P.S. давайте не будем разводить здесь полемику из ветки про "регресс/развитие".
Лучше обсуждать труд А.В.Семенцовой-Толппа
- Буквоед
- Знаток
- Сообщения: 7087
- Зарегистрирован: 24 ноя 2008 11:00
- Откуда: Старый Белоостров, СНТ "Ленавтотранс"
- x 523
- x 261
Точнее, там было написано "блиндаж". Закрытый на замок. Понятно, что описано людьми, далёкими от фортификации. Но, учитывая предполагаемое время поездки - оно не уточнено, к сожалению - вполне вероятно, что на краю б. участка Толппа оказалось одно из этих сооружений, которые мы недавно обсуждали:Рыбак писал(а):Я тоже про это место думаю. Что Буквоед про это скажетGreek писал(а):Может это где АПК?
http://beloostrov.ru/forum/files/ae___974.jpeg http://beloostrov.ru/forum/files/____194.jpeg
Опять же и LYNX "грешил" на этот район .
Всё новое это хорошо забытое старое
- Рыбак
- Знаток
- Сообщения: 1675
- Зарегистрирован: 26 ноя 2010 18:24
- Откуда: "Старый Белоостров" СНТ Железнодорожник
- x 4
- x 215
Блиндаж из железобитона такой массивный что века простаитБуквоед писал(а):Точнее, там было написано "блиндаж"
АПК-ближи к Сестре и перикат тоже.
Дай памяти где там противо танковый ров
Последний раз редактировалось Рыбак 18 фев 2011 19:59, всего редактировалось 2 раза.
- Буквоед
- Знаток
- Сообщения: 7087
- Зарегистрирован: 24 ноя 2008 11:00
- Откуда: Старый Белоостров, СНТ "Ленавтотранс"
- x 523
- x 261
Именно, поэтому я и предположил, что он м.б. уже послевоенного сооружения (как на снимках). Собственно, если бы он был до войны, Мари Т. его бы увидела ещё тогда. А приезжали они туда, похоже, не ранее 60-х гг. В любом случае, по весне надо бы проехать туда да посмотреть.Рыбак писал(а):Блиндаж из железобетонаБуквоед писал(а):Точнее, там было написано "блиндаж"
Всё новое это хорошо забытое старое
- Буквоед
- Знаток
- Сообщения: 7087
- Зарегистрирован: 24 ноя 2008 11:00
- Откуда: Старый Белоостров, СНТ "Ленавтотранс"
- x 523
- x 261
Во "второй серии" мемуаров снова нашёл много примечательных моментов.
1. Наконец-то появляется фамилия Пелля (несомненно, родственники Рейнджера из Красноострова )
2. Описание встречи с Кировым, который сам принимал молоко, и сомнения в наличии у него жены. (жена-то была, но была выдающейся большевичкой-общественницей, и не до молока ей, понятно, было ).
3. Подтверждается, что не всех финнов (из Александровки) депортировали, о чём раньше и писал краевед-эксперт.
4. Очень интересный факт: по словам М.Толппа, её муж и др. работники "Ленэнерго" тянули ЛЭП от Иматры в сторону Л-да. При этом Иматра, как известно, была за границей .
5. Подтверждаются картографические изыскания Osbourne'a: существующая каллеловская дорога по территории б. деревни идёт гораздо ниже, чем историческая.
6. Могила в р-не б. Кальялы таки была, "братская"
7. Отмечен весьма характерный для Карельсского перешейка 40-х годов факт. Большую часть домов выселенной деревни раскатали, остальные, в которых зажили переселенцы, перенесли "покучнее" в одно место. А потом и эти тоже раскатали. Так и начиналось исчезновение больших когда-то деревень.
8. Читая страницы, посвящённые пребыванию в Финляндии, отметил, что отношение "местных" к единокровным и единоверным депортированным трудно назвать братским. Во чём-то похоже на отошение жителей глубинной Росии к эвакуированным. Ну, так война. Хотя и тут, и там многое зависело от конкретных людей. Ну, и конечно, то, что условия перемирия в части "репатриации советских граждан" выполнялись довольно строго. При этом и сами граждане, за редким исключением, не возражали вернуться на Родину.
Есть ещё масса "подчёркнутого на полях" в части жизни послевоенного Союза и Л-да (кое-что и из моего детства вспомнилось точно такое же ), но об этом попозже, наверно.
1. Наконец-то появляется фамилия Пелля (несомненно, родственники Рейнджера из Красноострова )
2. Описание встречи с Кировым, который сам принимал молоко, и сомнения в наличии у него жены. (жена-то была, но была выдающейся большевичкой-общественницей, и не до молока ей, понятно, было ).
3. Подтверждается, что не всех финнов (из Александровки) депортировали, о чём раньше и писал краевед-эксперт.
4. Очень интересный факт: по словам М.Толппа, её муж и др. работники "Ленэнерго" тянули ЛЭП от Иматры в сторону Л-да. При этом Иматра, как известно, была за границей .
5. Подтверждаются картографические изыскания Osbourne'a: существующая каллеловская дорога по территории б. деревни идёт гораздо ниже, чем историческая.
6. Могила в р-не б. Кальялы таки была, "братская"
7. Отмечен весьма характерный для Карельсского перешейка 40-х годов факт. Большую часть домов выселенной деревни раскатали, остальные, в которых зажили переселенцы, перенесли "покучнее" в одно место. А потом и эти тоже раскатали. Так и начиналось исчезновение больших когда-то деревень.
8. Читая страницы, посвящённые пребыванию в Финляндии, отметил, что отношение "местных" к единокровным и единоверным депортированным трудно назвать братским. Во чём-то похоже на отошение жителей глубинной Росии к эвакуированным. Ну, так война. Хотя и тут, и там многое зависело от конкретных людей. Ну, и конечно, то, что условия перемирия в части "репатриации советских граждан" выполнялись довольно строго. При этом и сами граждане, за редким исключением, не возражали вернуться на Родину.
Есть ещё масса "подчёркнутого на полях" в части жизни послевоенного Союза и Л-да (кое-что и из моего детства вспомнилось точно такое же ), но об этом попозже, наверно.
Всё новое это хорошо забытое старое