Приозерск/Kakisalmi
- Буквоед
- Знаток
- Сообщения: 7087
- Зарегистрирован: 24 ноя 2008 11:00
- Откуда: Старый Белоостров, СНТ "Ленавтотранс"
- x 523
- x 261
Приозерск/Kakisalmi
М.б. кто-то спросит: а где в заголовке Корела и Кексгольм? Вопрос будет, наверно, справедливым, т.к. эти имена город носил по несколько сотен лет каждое. Но экскурсия, предпринятая на днях, коснулась в основном финского, предвоенного периода: её целью было посмотреть, что же сохранилось именно от тех времён. Ну, и попутно всё остальное - насколько это удастся за несколько часов И вообще - получить впечатление о городе, в котором я, например, можно считать и не был (первая и единственная поездка в далёкие 80-е годы не оставила ровно никаких воспоминаний ). Поэтому - что получилось, то получилось. Центральная часть города производит довольно цельное впечатление: например, как и в Хельсинках, имеется эспланада. Только вместо Северного и Южного проездов её ограничивают улицы Ленина и Калинина. Портит эспланаду, конечно, обрывающая её бывшая рыночная площадь, ныне предназначенная для массовых мероприятий. Но это не мешает им обеим быть, судя по всему, местом отдыха и прогулок. Вдоль эспланады, с обеих сторон, и на соседних улицах сохранились довоенные здания; некоторые из них продолжают функционировать по прежнему назначению (банк, гостиница, электроподстанция, школа и др.). Не говоря уже о гранхольмовском вокзале, отноводеланном, но аккуратно. Хлебозавод, как в детстве, источает самые душевные ароматы, в пристроенном к нему ларьке продаётся свежий, тёплый хлеб Заглянули на край бывшего аэродрома: заросший пустырь и ничего примечательного. Впечатляет размахом восстановительных работ подворье Валаамского монастыря (при этом напротив стоят покосившиеся, но обитаемые, деревянные дома явно финского ещё периода). В общем, жизнь протекает неспешно - как в центре, так и "на местах"...Ну, а теперь - "Не вечерняя..."
- Вложения
Последний раз редактировалось Буквоед 11 авг 2011 09:34, всего редактировалось 1 раз.
Всё новое это хорошо забытое старое
Посмотрим, как выглядели некоторые здания в прежние времена.
фото с http://www.fotopriozersk.110mb.com
Ещё почитать можно тут: http://priozersk.ru/1/text/0000.shtml
фото с http://www.fotopriozersk.110mb.com
Ещё почитать можно тут: http://priozersk.ru/1/text/0000.shtml
- Вложения
-
- Садовод
- Сообщения: 212
- Зарегистрирован: 05 сен 2007 08:42
- Откуда: СПб
- x 2
За прогулку спасибо. Давайте только уточним написание названия города. Про умлауты забыли. Käkisalmi (Кяисалми). В "Ворде" можно выбрать.
JK. Кстати о вокзале.
http://regionavtica.ru/gallery/details. ... ge_id=1432
JK. Кстати о вокзале.
http://regionavtica.ru/gallery/details. ... ge_id=1432
Vanha Valkeasaari on tosi mukava paikka
По поводу цвета вокзала хочу внести сомнения. По ссылке на Регионавтике уважаемый Юрьёнпойка пишет:
Действительно, если мы посмотрим на старые вокзалы в том же Бородинском, Возрождении, Лесогорском - они жёлтые. А вот сторожки у переездов в Каменке или на Поклонногорской - красные.
А вот что пишет краевед Приозерска Андрей Дмитриев:здание сохранилось, прошло капремонт (в ходе которого был восстановлен исторический цвет)
(с) http://www.priozersk.ru/1/text/0019.shtmlВокзальные здания с внешней стороны красили в серовато-желтый цвет. И только домики станционных смотрителей были красными. Так что проведенный косметический ремонт приозерского вокзала, с точки зрения исторической традиции, "понизил" его статус. Из городской станции он превратился в сельский полустанок-разъезд. А эта традиция - статусу вокзальных строений присущ свой цвет - в Финляндии осталась до сих пор.
Действительно, если мы посмотрим на старые вокзалы в том же Бородинском, Возрождении, Лесогорском - они жёлтые. А вот сторожки у переездов в Каменке или на Поклонногорской - красные.
Уточню собственную невнимательность. На цветной открытке http://beloostrov.ru/forum/files/x74501_208.jpg фронтальная часть вокзала жёлтая, а бок - красный.Osbourne писал(а):По поводу цвета вокзала хочу внести сомнения.
-
- Садовод
- Сообщения: 212
- Зарегистрирован: 05 сен 2007 08:42
- Откуда: СПб
- x 2
Насчёт окраски вокзала. На доступных старых открытках видно, что здание целиком тёмного колёра. Сколько же тогда просуществовал такой "частичный" вариант?
Насчёт крепости и названия. Вынужден напомнить, что до нас дошло то, что строили шведы с более поздними поправками российского имперского периода. Так что, строго говоря, это не крепость "Корела", а замок "Кексгольм", точнее "Хексхолм" (Keksholm).
Что до Кякисальми, то именно это название и является первоначальным. Разумеется, не для города и не для крепости, а урочища. Впрочем, точное произношение могло варьироваться. Карелы больше своих западных родственников склонны к использованию звонких согласных. Могло быть и "Кягисальми" (Kägisalmi).
JK. У кого какие мысли будут по поводу вот этого здания:
http://regionavtica.ru/gallery/details. ... ge_id=2254
Но советское непохоже, но как я мог убедиться, многие послевоенные сталинские деревяшки ставились на финские фундаменты и их внешний облик резко отличался от стандартных бараков.
Насчёт крепости и названия. Вынужден напомнить, что до нас дошло то, что строили шведы с более поздними поправками российского имперского периода. Так что, строго говоря, это не крепость "Корела", а замок "Кексгольм", точнее "Хексхолм" (Keksholm).
Что до Кякисальми, то именно это название и является первоначальным. Разумеется, не для города и не для крепости, а урочища. Впрочем, точное произношение могло варьироваться. Карелы больше своих западных родственников склонны к использованию звонких согласных. Могло быть и "Кягисальми" (Kägisalmi).
JK. У кого какие мысли будут по поводу вот этого здания:
http://regionavtica.ru/gallery/details. ... ge_id=2254
Но советское непохоже, но как я мог убедиться, многие послевоенные сталинские деревяшки ставились на финские фундаменты и их внешний облик резко отличался от стандартных бараков.
Vanha Valkeasaari on tosi mukava paikka
- Буквоед
- Знаток
- Сообщения: 7087
- Зарегистрирован: 24 ноя 2008 11:00
- Откуда: Старый Белоостров, СНТ "Ленавтотранс"
- x 523
- x 261
Форма и количество окон, особенно в правом торце, вызывает подозрение в финском происхождении. Плюс окошко на фронтоне, шестиугольное... Правда при этом смущает обшивка вагонкой "в ёлочку": у финнов так разве принято? М.б. восстанавливали после войны (частично? ) до прежнего вида?Юрьёнпойка писал(а):У кого какие мысли будут по поводу вот этого здания:
http://regionavtica.ru/gallery/details. ... ge_id=2254
Но советское непохоже, но как я мог убедиться, многие послевоенные сталинские деревяшки ставились на финские фундаменты и их внешний облик резко отличался от стандартных бараков.
Всё новое это хорошо забытое старое
Пара не очень качественных фото из частного архива из Контакта. 1949 год. На первой изображён этот магазин на Эспланаде: http://wikimapia.org/13952529/ru/Магазин. На второй - кирха и некие трое. Может, это поп посередине?
Тем, кто не очень любит всё финское и у кого название Kakisalmi вызывает только определённые ассоциации, возможно будет интересно, что бывший целлюлозный завод Waldhof в Приозерске был дочерним предприятием немецкой Zellstofffabrik Waldhof, самым знаменитым брендом которой является туалетная бумага Zewa.
- Буквоед
- Знаток
- Сообщения: 7087
- Зарегистрирован: 24 ноя 2008 11:00
- Откуда: Старый Белоостров, СНТ "Ленавтотранс"
- x 523
- x 261
Из мемуаров В.Таннера:
Похоже, эта история не очень афишировалась ввиду некоторой щекотливости: заводы были немецкой собственностью. И немцы (наши союзники нa тот момент и будущие союзники финнов ) интересовались их судьбой:
О своём ответе Таннер в мемуаре умалчивает.
Т.о., если верить Таннеру, заводы были взорваны финнами в марте 1940 г. (точная дата не указывается).В 11.45 (11 марта 1940 г.)мне позвонил маршал Маннергейм, спросив меня о новостях из Москвы. Он планировал же взорвать заводы на территориях, отходящих к Советскому Союзу. В частности, он планировал взорвать заводы в Энсо и электростанцию в Роухияле. Я строго запретил ему делать это. Их судьбу еще предстояло решить.
Маннергейм согласился немного подождать в отношении этих объектов, но сказал, что в любом случае уничтожит заводы фирмы «Вальдхоф» в Кексгольме (Приозерск). Я сразу не запретил взрыв предприятий и допустил ошибку, о которой потом сожалел, поскольку они в самом деле были взорваны, а Финляндии пришлось заплатить компенсацию за их уничтожение.
Похоже, эта история не очень афишировалась ввиду некоторой щекотливости: заводы были немецкой собственностью. И немцы (наши союзники нa тот момент и будущие союзники финнов ) интересовались их судьбой:
В одиннадцать часов (15 марта 1940 г.) в министерстве иностранных дел со мной встретился германский посол Блюхер. Он сделал заявление, но не в качестве официального представителя своего правительства, а «als Mensch zu Mensch»[23]. Он высоко отозвался о героической обороне Финляндии и выразил сожаление по поводу наших потерь, территориальных и прочих. Затем выразил надежду, что со временем все придет в норму, и поднял следующие вопросы: «Что станет с германской собственностью на передаваемых территориях, в частности с заводами фирмы «Вальдхоф» в Кексгольме (Приозерске)?
О своём ответе Таннер в мемуаре умалчивает.
Всё новое это хорошо забытое старое
Ага, вызывает!Osbourne писал(а):кто не очень любит всё финское и у кого название Kakisalmi вызывает только определённые ассоциации
Вот теперь прояснилось, откеда взялся столь дурнопахнущий топоним.Osbourne писал(а):возможно будет интересно, что бывший целлюлозный завод Waldhof в Приозерске был дочерним предприятием немецкой Zellstofffabrik Waldhof, самым знаменитым брендом которой является туалетная бумага Zewa
"вроде говоришь, да все не про то..." ©
- Буквоед
- Знаток
- Сообщения: 7087
- Зарегистрирован: 24 ноя 2008 11:00
- Откуда: Старый Белоостров, СНТ "Ленавтотранс"
- x 523
- x 261
Один очень компетентный пользователь эраунда подтвердил со ссылкой на финский и наш источники: таки взорвали. Но только котельную с трубой. А технологическое оборудование уцелело и в 1940, и потом, в 1941-44 гг.Буквоед писал(а):...если верить Таннеру, заводы были взорваны финнами в марте 1940 г.
Что характерно, в Зимнюю войну наши вообще НЕ БОМБИЛИ завод. Как считают финны, ввиду союзнических отошений с Германией.Буквоед писал(а):...история не очень афишировалась ввиду некоторой щекотливости: заводы были немецкой собственностью.
Всё новое это хорошо забытое старое
Перед вами - привилегированная акция завода Oy Waldhof Ab номиналом в 10000 финских марок, принадлежавшая некому доктору Арпаду Плешу. 1929 год.
Акционерный капитал завода в 120 миллионов марок был поделён на 6000 8-ми процентных привилегированных акций по 10000 марок каждая и 6000 простых.
Стал искать, кто такой этот Арпад Плеш, оказалось - тот ещё персонаж. Кино можно снимать.
Венгерский финансист, сделавший состояние на деньгах евреев, которые он переправлял в Швейцарию во время войны. Соблазнил жену еврейского беженца, женился, потом развёлся и женился на её дочери. Затем женился на богатой австрийской графине, с которой жил на авеню Фош - парижской Рублёвке. Графиня тоже не промах - была замужем 6 раз, наш доктор был её последним мужем, но пережила она его на 29 лет и умерла в Монте-Карло, когда ей было 89. Увлекалась скачками. Доктор же увлекался ботаникой и эзотерической порнографией. Учил премудростям бизнеса Джованни Аньелли - будущего президента Фиата. Внук второй жены Плеша, которая дочка первой - Арпад Буссон. Назван в его честь, был женат на модели Эль Макферсон, от которой имеет двоих детей. После Макферсон встречался с Умой Турман..
Чудовищные исторические переплетения!
Про владение акциями завода Waldhof в жизнеописаниях доктора не сказано. Этот эпизод слишком незначителен. Можно лишь констатировать, что не бедствовал этот человек и до войны, раз был акционером предприятия в Кякисалми..
http://fr.wikipedia.org/wiki/Árpád_Plesch
http://h2oreuse.blogspot.com/2009/01/plesch-saga.html
http://en.wikipedia.org/wiki/Etti_Plesch
http://www.vendome-estate.com/ru/foch/
Акционерный капитал завода в 120 миллионов марок был поделён на 6000 8-ми процентных привилегированных акций по 10000 марок каждая и 6000 простых.
Стал искать, кто такой этот Арпад Плеш, оказалось - тот ещё персонаж. Кино можно снимать.
Венгерский финансист, сделавший состояние на деньгах евреев, которые он переправлял в Швейцарию во время войны. Соблазнил жену еврейского беженца, женился, потом развёлся и женился на её дочери. Затем женился на богатой австрийской графине, с которой жил на авеню Фош - парижской Рублёвке. Графиня тоже не промах - была замужем 6 раз, наш доктор был её последним мужем, но пережила она его на 29 лет и умерла в Монте-Карло, когда ей было 89. Увлекалась скачками. Доктор же увлекался ботаникой и эзотерической порнографией. Учил премудростям бизнеса Джованни Аньелли - будущего президента Фиата. Внук второй жены Плеша, которая дочка первой - Арпад Буссон. Назван в его честь, был женат на модели Эль Макферсон, от которой имеет двоих детей. После Макферсон встречался с Умой Турман..
Чудовищные исторические переплетения!
Про владение акциями завода Waldhof в жизнеописаниях доктора не сказано. Этот эпизод слишком незначителен. Можно лишь констатировать, что не бедствовал этот человек и до войны, раз был акционером предприятия в Кякисалми..
http://fr.wikipedia.org/wiki/Árpád_Plesch
http://h2oreuse.blogspot.com/2009/01/plesch-saga.html
http://en.wikipedia.org/wiki/Etti_Plesch
http://www.vendome-estate.com/ru/foch/
Ещё пара фото интерьера кирхи. (с) http://granat-priozersk.ru/ На первом снимке видна такая же обсуждавшаяся доска с цифрами, как и на фото из Кивеннапы: http://beloostrov.ru/forum/files/2_371.jpg
Добрался я наконец до завода Вальдхоф. Если повернуть на Эспланаду в сторону Ладоги и ехать до упора, то в него и упрёшься. Центральные ворота, похоже, имеют, декоративный характер, потому что въезд на территорию - дальше по дороге, если огибать завод слева. Черепица на директорских корпусах уже заменена на металл, все старые здания, находящиеся вдоль ворот, скрыты за густыми соснами, но при желании можно подойти и рассмотреть всё поближе. Далее дорога заканчивается автобусным кольцом. На кругу стоит здание гостиницы "Гранат" - бывшего заводского клуба. Если проехать далее направо, обнаруживается целый микрорайон старых финских коттеджей, построенных, очевидно, для руководства завода. Микрорайон состоит из двух перпендикулярных улиц - прямо Инженерная, налево - Ларионова. Коттеджи постарели, большинство потрёпано, некоторые имеют оригинальный вид, а некоторые подновлены и обшиты по-современному. Я насчитал 4 типа построек. По улице Ларионова по обеим сторонам идут домишки оштукатуренные. Эти, видимо, были для более простого персонала. По Инженерной идут 2 типа деревянных домов, каждый тип по своей стороне. В конце - 2 или 3 оштукатуренных дома явно "офицерского" вида. Они побольше.
В войну весь деревянный Кякисалми сгорел, уцелели только каменные дома. А тут целый деревянный микрорайон - и целёхонек. Финны не уничтожили завод, потому что он был немецкой собственностью. Почему они не пожгли эти дома?
В войну весь деревянный Кякисалми сгорел, уцелели только каменные дома. А тут целый деревянный микрорайон - и целёхонек. Финны не уничтожили завод, потому что он был немецкой собственностью. Почему они не пожгли эти дома?
- Вложения
Kupittaan Saviosakeyhtio, Турку.Буквоед писал(а):С большинства зданий "родная" черепица снята и сложена в аккуратные штабели.
"Согласно сохранившимся письменным источникам некто Каллен держал производство кирпича в Купиттаа еще с 1712 года. К началу 1900-х здесь окончательно сформировался механический кирпичный завод, которые производил стеновой кирпич, черепицу и керамические изделия для водосточных труб. В 1921 году была основана глинообрабатывающая компания Kupittaa, в которой 2/3 капитала владел Абель Харьюнен, а директором был Грегори Симола. Управляющим инженерной частью в первые годы был Бенгт Стенберг, а впоследствии управляющим директором становится Каарло Копонен. В 1938 году была основана дочерняя компания в деревне Paimala. В 1963 году компания Kupittaa начала испытывать финансовые трудности и закрылась в 1969 г."
http://www.v-smirnov.ru/pab1.htm