Кирпичное/Perkjаrvi
- Буквоед
- Знаток
- Сообщения: 7087
- Зарегистрирован: 24 ноя 2008 11:00
- Откуда: Старый Белоостров, СНТ "Ленавтотранс"
- x 523
- x 261
Кирпичное/Perkjаrvi
Продолжением экспедиции в Маисниеми было посещение Кирпичного (б. Perkjärvi), точнее бывшего кирпичного завода - места с весьма интересной исторической судьбой. Построенный светлейшим князем (!) И.Н. Салтыковым в 1901 г. завод производил кирпич известой марки Savikko. Экземпляры этого кирпича можно встретить и сегодня по всему Карельскому перешейку, как в "финляндской", так и в "российской" его части. Имелось на заводе и лесопильное производство. Всё это хозяйство, в котором трудилось несколько сотен рабочих, обслуживалось специально проведённой от станции Перкъярви узкоколейкой. Работал завод, судя по некоторым сведениям, до 1985 г. Выпускал не только кирпич, но и абразивный инструмент, в основном для обувной промышленности. Но об этой странице заводской истории мне бы хотелось рассказать отдельно, в теме Nostalgie de Sovietique. Сейчас заводская территория практически заброшена, корпуса полностью или частично разрушены, "дышит" один лишь жилой дом постройки 1903 г. (да и тот еле-еле ). В нескольких км от завода находилась усадьба Салтыковых, известная под названиями Савикко и Белая дача. Вместо неё теперь тоже руины. Но это - ни эхо войны, ни последствия перестройки. Родившись одновременно с заводом, она простояла до 1930 (по др. сведениям -до 1934 г.), когда Салтыков продал и завод, и усадьбу, и уехал в Париж. И если завод под названием "Saha ja tiilli" (т.е. "Пила и кирпич") продолжал трудиться, то усадьба, представлявшая, по отзывам современников, трёхэтажный дворец, была новыми хозяевами просто разобрана на кирпичи ... Говорят, что содержание оказалось не по карману. Из кирпичей эти экономные ребята построили кирху в Эюрюпяя, взорванную в 1940 г. ... Сразу скажу, что до усадьбы добраться нам не удалось, но представление о ней можно получить, посмотрев это. [При чём здесь рестораны, ума не приложу... ]
А как выглядит сегодня завод - смотрите на фото. Это - только начало. Ещё Osbourne добавит.
------------------------------------------------------------------------------------
Альтернативная публикация от спутника Буквоеда - LYNX'a - в соседней ветке
А как выглядит сегодня завод - смотрите на фото. Это - только начало. Ещё Osbourne добавит.
------------------------------------------------------------------------------------
Альтернативная публикация от спутника Буквоеда - LYNX'a - в соседней ветке
- Вложения
Последний раз редактировалось Буквоед 11 авг 2011 09:35, всего редактировалось 1 раз.
Всё новое это хорошо забытое старое
Есть версия, что железная дорога доходила до самого дома Салтыкова. И действительно, если взглянуть на карту, она обрывается в непонятном месте уже за заводом. А пунктир-продолжение с плавными "железнодорожными" изгибами вполне может быть разобранным участком. Ведь на момент издания финской карты (конец 30-х) дома уже не было, могли и дорогу подразобрать.
- Вложения
Последний раз редактировалось Osbourne 07 авг 2011 03:55, всего редактировалось 2 раза.
Ещё интересное место - на западном берегу Кирилловского озера. Там был до войны детский дом - Lastenkyla. В книге Е. Александровой об окрестностях Петербурга есть фото - красивый трёхэтажный особняк. Возможно, конечно, она что-нибудь с этим фото и напутала, но если смотреть на современный спутниковый снимок, то координаты детского дома совпадают с вот этой постройкой: http://wikimapia.org/#lat=60.4891173&lo ... 17&l=1&m=s Хотелось бы посмотреть на местности.
Совместно с Буквоедом и Osbourne посетили места не очень отдаленные – Кирпичное оно же Perkjarvi. В программе поездки были посещение бывшего аэродрома Суулаярви-Майсниеми, самого места Майсниеми, старого кирпичного завода графа Салтыкова, его же дачи. Программа была выполнена почти полностью, кроме последнего пункта.
Отчет об аэродроме оформили Буквоед и Osbourne в теме "Военные аэродромы...". Трасса Скандинавия сейчас ремонтируется на участке между Первомайским и Полянами. Одна полоса перекрывается и простоять можно минут 15. Поэтому обратно ехали из Кирпичного по старому шоссе через Подгорье. Сразу скажу, что дорога между Скандинавией и старым шоссе через Кирпичное – на пятерочку, только что уложенный еще черный асфальт. Далее до Первомайского дорога не битая, но неровная. Иногда хорошо потряхивает.
Итак, встретившись на заправке Лукойла «с лебедями», решили проверить, как выглядит сейчас старая жд насыпь, ведущая к кирпичному заводу. Она должна была быть совсем недалеко от заправки. Ехали медленно, чтобы не пропустить. Справа показалась утоптанная дорожка, но, вроде как, не совсем насыпь – проехали. Потом была ЛЭП и, вроде как, похоже. Собрались осмотреть внимательнее на обратном пути, но поехали другой дорогой (а утоптанная дорожка-то и есть бывшая насыпь) . При подъезде к Кирпичному справа от дороги показался фундамент – ничего особенного, но кто-то копал. По жпс место не замечали, а по карте похоже, что это дом господина Soahola или Kaurala – они рядом. Кирпичное ничем особым не выделяется. Церкви нет. Основная достопримечательность – магазин Пятерочка на центральном пятаке. Потом, когда ездили по дворам, пару раз мелькнули какие-то старинные амбары.
В Майсниеми заехали после осмотра аэродрома. Дорога туда приличная. Походили по полю. Есть, конечно, по краю какие-то земляные наросты, но – не очевидно, что фундаменты. На картах указанную и в жпс забитую братскую могилу не нашли. Встретили дедка, он сказал, что здесь вообще ничего нет, и не было. Ни могилы, ни старых фундаментов. А сама усадьба (на карте есть большой черный квадратик) если и есть, то в жутких кустовых зарослях по другую сторону дороги. Начало дороги в Майсниеми от Кирпичного очень плохое (мы по ней возвращались назад). Здоровые грязные лужи и большие горбы.
Следующий пункт это старый кирпичный завод, выпускавший кирпичи с клеймом Savikko.
От самого завода осталась только печная труба. Рядом развалины старого финского депо, есть поворотное устройство. Точнее место, где оно было. В приличном виде осталось заводоуправление, заваленное отчетами, заказами, телеграммами 60-х годов. Гараж, что-то электрическое, четыре карьера. В низине за заводом стоит старый дом. Пошли пофотографировать. Вышла женщина, разговорились. Она рассказала, что дом 1903 года постройки. Живут в жутких условиях. Башенка, являющаяся входом, прогнила и обрушилась. Дождь и снег падают прямо в двери квартир. Местная администрация считает, что дом постройки 1940 г (понятное дело – в этом году его приняли на баланс) и в нем еще можно нормально жить.
Далее путь лежал к руинам дачи Салтыкова. Тыркнулись с одной стороны – не проехать. Поехали другой дорогой через поля. Борщевик высотой метра три (толщина у основания, наверное, с ногу) ласково шелестел по бокам наших железных коней. А на здоровенном поле больше ничего и не растет. Проехали километра полтора-два, свернули на почти финишную прямую и тут я подхватил нехилый камушек. Сразу расхотелось ехать дальше. Так что туда можно проехать на хорошем внедорожнике (ау!!!) или идти пешком. Причем идти недолго. Дома проанализировал маршрут и нашел хороший проход от карьеров. Последний пункт так и остался невыполненным.
Отчет об аэродроме оформили Буквоед и Osbourne в теме "Военные аэродромы...". Трасса Скандинавия сейчас ремонтируется на участке между Первомайским и Полянами. Одна полоса перекрывается и простоять можно минут 15. Поэтому обратно ехали из Кирпичного по старому шоссе через Подгорье. Сразу скажу, что дорога между Скандинавией и старым шоссе через Кирпичное – на пятерочку, только что уложенный еще черный асфальт. Далее до Первомайского дорога не битая, но неровная. Иногда хорошо потряхивает.
Итак, встретившись на заправке Лукойла «с лебедями», решили проверить, как выглядит сейчас старая жд насыпь, ведущая к кирпичному заводу. Она должна была быть совсем недалеко от заправки. Ехали медленно, чтобы не пропустить. Справа показалась утоптанная дорожка, но, вроде как, не совсем насыпь – проехали. Потом была ЛЭП и, вроде как, похоже. Собрались осмотреть внимательнее на обратном пути, но поехали другой дорогой (а утоптанная дорожка-то и есть бывшая насыпь) . При подъезде к Кирпичному справа от дороги показался фундамент – ничего особенного, но кто-то копал. По жпс место не замечали, а по карте похоже, что это дом господина Soahola или Kaurala – они рядом. Кирпичное ничем особым не выделяется. Церкви нет. Основная достопримечательность – магазин Пятерочка на центральном пятаке. Потом, когда ездили по дворам, пару раз мелькнули какие-то старинные амбары.
В Майсниеми заехали после осмотра аэродрома. Дорога туда приличная. Походили по полю. Есть, конечно, по краю какие-то земляные наросты, но – не очевидно, что фундаменты. На картах указанную и в жпс забитую братскую могилу не нашли. Встретили дедка, он сказал, что здесь вообще ничего нет, и не было. Ни могилы, ни старых фундаментов. А сама усадьба (на карте есть большой черный квадратик) если и есть, то в жутких кустовых зарослях по другую сторону дороги. Начало дороги в Майсниеми от Кирпичного очень плохое (мы по ней возвращались назад). Здоровые грязные лужи и большие горбы.
Следующий пункт это старый кирпичный завод, выпускавший кирпичи с клеймом Savikko.
От самого завода осталась только печная труба. Рядом развалины старого финского депо, есть поворотное устройство. Точнее место, где оно было. В приличном виде осталось заводоуправление, заваленное отчетами, заказами, телеграммами 60-х годов. Гараж, что-то электрическое, четыре карьера. В низине за заводом стоит старый дом. Пошли пофотографировать. Вышла женщина, разговорились. Она рассказала, что дом 1903 года постройки. Живут в жутких условиях. Башенка, являющаяся входом, прогнила и обрушилась. Дождь и снег падают прямо в двери квартир. Местная администрация считает, что дом постройки 1940 г (понятное дело – в этом году его приняли на баланс) и в нем еще можно нормально жить.
Далее путь лежал к руинам дачи Салтыкова. Тыркнулись с одной стороны – не проехать. Поехали другой дорогой через поля. Борщевик высотой метра три (толщина у основания, наверное, с ногу) ласково шелестел по бокам наших железных коней. А на здоровенном поле больше ничего и не растет. Проехали километра полтора-два, свернули на почти финишную прямую и тут я подхватил нехилый камушек. Сразу расхотелось ехать дальше. Так что туда можно проехать на хорошем внедорожнике (ау!!!) или идти пешком. Причем идти недолго. Дома проанализировал маршрут и нашел хороший проход от карьеров. Последний пункт так и остался невыполненным.
По пути в Финку завернул, упёрся в огороженную территорию коттеджного посёлка. Проникновение вовнутрь - только если пешком.Osbourne писал(а):Ещё интересное место - на западном берегу Кирилловского озера. Там был до войны детский дом - Lastenkyla. В книге Е. Александровой об окрестностях Петербурга есть фото - красивый трёхэтажный особняк. Возможно, конечно, она что-нибудь с этим фото и напутала, но если смотреть на современный спутниковый снимок, то координаты детского дома совпадают с вот этой постройкой: http://wikimapia.org/#lat=60.4891173&lo ... 17&l=1&m=s
Хотелось бы посмотреть на местности.
- Буквоед
- Знаток
- Сообщения: 7087
- Зарегистрирован: 24 ноя 2008 11:00
- Откуда: Старый Белоостров, СНТ "Ленавтотранс"
- x 523
- x 261
Версия находит подтверждение в книге "Перкъярви Кирилловское" (СПб, "Остров", 2007). На стр. 62 читаем:Osbourne писал(а):Есть версия, что железная дорога доходила до самого дома Салтыкова. И действительно, если взглянуть на карту, она обрывается в непонятном месте уже за заводом. А пунктир-продолжение с плавными "железнодорожными" изгибами вполне может быть разобранным участком.
Промышленная зона "Савикко" располагалась, если считать по прямой, на расстоянии 6 км к северо-востоку от станции Перкъярви, поэтому туда провели железнодорожную ветку-узкоколейку. Она подходила к самому крылу главного здания княжеской усадьбы, так что господа прри необходимости могли, так сказать, не промокнув под дождём, выехать прямосо двора и добраться до главной магистрали в своём вагоне и на своёс поезде. В этом пассажирском вагоне посередине шёл коридор, а скамейки для сидения были установлены по бокам. Этим время от времени ходившим по ветке специальным вагоном могли пользоваться бесплатно и работники завода, если правда вовремя оказывались там, откуда вагон отправлялся
Всё новое это хорошо забытое старое
В книжке "Перкъярви Кирилловское" самым подробным образом описывается, как работал кирпичный завод, как работала узкоколейка, насколько сложной была работа машинистов. Книга переведена с финского и представляет собой мемуары, написанные примерно в таком же стиле, как и калеловские. Очень душевно, рекомендую интересующимся.
Из интересных фактов - паркет из салтыковской усадьбы был уложен в Териокском Seurahuone - общественном клубе. Как показали поиски, здание это не сохранилось. А находилось оно примерно рядом с зеленогорским православным храмом, на спуске с Viertotie к заливу, с левой стороны дороги.
В Майсниеми действительно была усадьба, принадлежавшая петербургскому ювелиру Ольссону. Имела лифт и ватерклозеты. Так что дед нам соврал..
Об интересовавшем меня детском доме сказано, что до революции в нём был пансионат некоего Мальгина. Дом имел выдающиеся интерьеры с зеркалами и шикарной мебелью. Всё это впоследствии было вывезено финнами в Хельсинки, а дом перестроен под приют. Открывали его жена президента Финляндии и тогдашний губернатор Выборга, тоже будущий президент. По-прежнему интересно посмотреть, что же там осталось.
Из интересных фактов - паркет из салтыковской усадьбы был уложен в Териокском Seurahuone - общественном клубе. Как показали поиски, здание это не сохранилось. А находилось оно примерно рядом с зеленогорским православным храмом, на спуске с Viertotie к заливу, с левой стороны дороги.
В Майсниеми действительно была усадьба, принадлежавшая петербургскому ювелиру Ольссону. Имела лифт и ватерклозеты. Так что дед нам соврал..
Об интересовавшем меня детском доме сказано, что до революции в нём был пансионат некоего Мальгина. Дом имел выдающиеся интерьеры с зеркалами и шикарной мебелью. Всё это впоследствии было вывезено финнами в Хельсинки, а дом перестроен под приют. Открывали его жена президента Финляндии и тогдашний губернатор Выборга, тоже будущий президент. По-прежнему интересно посмотреть, что же там осталось.
Совершил ещё одну попытку - свернул в лес налево сразу после съезда со Скандинавии. Там дачный посёлок попроще. К интересующему месту можно пройти через лес, вдоль забора. А далее в сетке имеется дыра. Похоже на бывший пионерлагерь, территория заросла, само искомое здание полуразрушено.Osbourne писал(а):По пути в Финку завернул, упёрся в огороженную территорию коттеджного посёлка. Проникновение вовнутрь - только если пешком.Osbourne писал(а):Ещё интересное место - на западном берегу Кирилловского озера. Там был до войны детский дом - Lastenkyla. В книге Е. Александровой об окрестностях Петербурга есть фото - красивый трёхэтажный особняк. Возможно, конечно, она что-нибудь с этим фото и напутала, но если смотреть на современный спутниковый снимок, то координаты детского дома совпадают с вот этой постройкой: http://wikimapia.org/#lat=60.4891173&lo ... 17&l=1&m=s
Хотелось бы посмотреть на местности.
Могу предположить лишь, что здание это построено на обломках бывшего приюта. Во всяком случае, само оно имеет вид советский, но старые оконные проёмы заложены и на советские не похожи - у них полукруглый верх. Рядом кирпично-деревянный сарай. Тоже больно царский..
Подназвание - На графских развалинах, или змеино-осиное гнездо.
В прошлый раз оказался невыполненным последний пункт поездки - поход к усадьбе Салтыкова. В эти выходные я завершил программу. Время, затраченное на переход от трубы кирпичного завода до усадьбы порядка 15 (быстрым шагом)- 20 (нога за ногу) минут.
Дорога через перешеек между двумя карьерами сейчас очень грязная и покрыта толстым слоем беловатой жирной глины. Справа и слева высятся курганы, поросшие кустами. Вероятно, это земля, вынутая из карьеров. Метров через 150 выходим на перекресток уже вполне приличных дорог ( в прошлый раз мы все-таки смогли туда доехать и до цели оставалось всего каких-то 10 минут. Чего тогда не дошли?...). Вот и камень, на который я наехал. Теперь он виден очень хорошо. Высокая трава вокруг него пожухла и умялась. А колея все увеличивается. В конце-концов становится видно, что на легковой не проехать никак. Дорога нормальная, ровная и сухая, но глубина колеи местами сантиметров 40.
Наконец подходим к искомому месту. Направо пошел отворот дороги. Идем по нему. Справа виднеются остатки большого дома. Имеется часть фундамента высотой около метра и сохранившийся угол дома. Все заросло травой. С кирпичей, нагретых осенним солнцем в траву шмыгнула парочка гадюк. Здесь как-то не очень интересно. По дороге проходят грибники с полными корзинами чего-то. Рассказывают, что здесь еще посмотреть. А посмотреть-то надо основную усадьбу. Возвращаемся на дорогу, идущую далее к берегу озера. Справа виднеется колонна центрального входа. А где же еще одна, которая есть на представленной Буквоедом видеоссылке? Грибники рассказали, что обрушилась ( или обрушили) пару лет назад. Остатки основной усадьбы это груды разбитых кирпичей на участке где-то 40 на 20 метров. Это сохранившаяся чудом арка с одной башенкой-колонной. Вторая, как я сказал недавно упала. Есть еще одна колонна - центральная. Она без башенки и просто висит в воздухе. Держится только на одном металлическом штыре снизу. Колонны внутри пустотелые, снаружи очень качественно оштукатурены. Заливались цементно - осколочно-кирпичной смесью. Осколки кирпичей видны на сколах колонн.
Потом дошли до берега озера. Место посещаемое. Лодка на приколе, мостки, ружейные гильзы, банки Лапин Культы, кострище...
На обратном пути приметил на обочине железочку. Труба небольшого диаметра с гладко зашлифованным круглым торцом. Так в руку и просится. Подергал-пошатал княжескую пропажу. Легко поддается, легко шатается. Сейчас выдерну ... После полуминутного дерганья из дырки начали вылетать осы . А-а-а ! Но мы это уже один раз проходили ( правда, тогда все закончилось двумя прямыми попаданиями) и быстро рванули с места, унося при этом рюкзачок кирпичей с графских развалин. Осы остались позади.
Рекомендую ценителям прекрасного ознакомиться с нашим историческим наследием, т.к. не уверен, что вся эта арка продержится еще года три
В прошлый раз оказался невыполненным последний пункт поездки - поход к усадьбе Салтыкова. В эти выходные я завершил программу. Время, затраченное на переход от трубы кирпичного завода до усадьбы порядка 15 (быстрым шагом)- 20 (нога за ногу) минут.
Дорога через перешеек между двумя карьерами сейчас очень грязная и покрыта толстым слоем беловатой жирной глины. Справа и слева высятся курганы, поросшие кустами. Вероятно, это земля, вынутая из карьеров. Метров через 150 выходим на перекресток уже вполне приличных дорог ( в прошлый раз мы все-таки смогли туда доехать и до цели оставалось всего каких-то 10 минут. Чего тогда не дошли?...). Вот и камень, на который я наехал. Теперь он виден очень хорошо. Высокая трава вокруг него пожухла и умялась. А колея все увеличивается. В конце-концов становится видно, что на легковой не проехать никак. Дорога нормальная, ровная и сухая, но глубина колеи местами сантиметров 40.
Наконец подходим к искомому месту. Направо пошел отворот дороги. Идем по нему. Справа виднеются остатки большого дома. Имеется часть фундамента высотой около метра и сохранившийся угол дома. Все заросло травой. С кирпичей, нагретых осенним солнцем в траву шмыгнула парочка гадюк. Здесь как-то не очень интересно. По дороге проходят грибники с полными корзинами чего-то. Рассказывают, что здесь еще посмотреть. А посмотреть-то надо основную усадьбу. Возвращаемся на дорогу, идущую далее к берегу озера. Справа виднеется колонна центрального входа. А где же еще одна, которая есть на представленной Буквоедом видеоссылке? Грибники рассказали, что обрушилась ( или обрушили) пару лет назад. Остатки основной усадьбы это груды разбитых кирпичей на участке где-то 40 на 20 метров. Это сохранившаяся чудом арка с одной башенкой-колонной. Вторая, как я сказал недавно упала. Есть еще одна колонна - центральная. Она без башенки и просто висит в воздухе. Держится только на одном металлическом штыре снизу. Колонны внутри пустотелые, снаружи очень качественно оштукатурены. Заливались цементно - осколочно-кирпичной смесью. Осколки кирпичей видны на сколах колонн.
Потом дошли до берега озера. Место посещаемое. Лодка на приколе, мостки, ружейные гильзы, банки Лапин Культы, кострище...
На обратном пути приметил на обочине железочку. Труба небольшого диаметра с гладко зашлифованным круглым торцом. Так в руку и просится. Подергал-пошатал княжескую пропажу. Легко поддается, легко шатается. Сейчас выдерну ... После полуминутного дерганья из дырки начали вылетать осы . А-а-а ! Но мы это уже один раз проходили ( правда, тогда все закончилось двумя прямыми попаданиями) и быстро рванули с места, унося при этом рюкзачок кирпичей с графских развалин. Осы остались позади.
Рекомендую ценителям прекрасного ознакомиться с нашим историческим наследием, т.к. не уверен, что вся эта арка продержится еще года три