История Белоострова в рассказах от Логунцова

исторические материалы: все, что было до последних десятилетий, кроме военно-исторической тематики
Ответить
Аватара пользователя
краевед эксперт
Эксперт
Сообщения: 1738
Зарегистрирован: 26 янв 2008 23:42
Откуда: СПб, пос. Белоостров
x 6

Сообщение краевед эксперт »

Урхо Карвонен поздравляет форумчан сайта Белоостров с наступающими праздниками.
По моей просьбе, он рассказывает немного о своем доме в Швеции. Урхо регулярно просматривает наш сайт и ему интересно знать, что волнует современных жителей его малой Родины, а также, что думают Белоостровцы о бывшем жителе Нижней Александровки Урхо Карвонен, который по крупицам помогает собирать историю довоенного Белоострова.

Урхо живет в красивом месте рядом с границей Норвегии. Участок, которым он владеет занимает площать 5 000кв.м. Ниже см. два фото участка и дома Урхо Карвонена в Швеции.
Вложения
den 13 december 2011.jpg
Nya  bilder 012_resize.jpg
краевед эксперт
Аватара пользователя
Aqua$erg
Хозяин
Сообщения: 9246
Зарегистрирован: 08 авг 2006 20:46
Откуда: СНТ "Полиграфист"
x 206
x 569
Контактная информация:

Сообщение Aqua$erg »

Меня Урхо также поздравил с наступающими рождественскими праздниками аналогичной открыткой 8)
краевед эксперт писал(а):ему интересно знать, что волнует современных жителей его малой Родины
В последнее время выходит так, что основные тревоги скапливаются вокруг поругания местных лесов и полей, где теперь вовсю идёт захват земель под коттеджные посёлки и под постройку новых транспортных развязок. Это, вроде бы, проблема №1 (из глобальных).
Впрочем, есть местечковые проблемы коммунального характера - непризнание Александровского шоссе ни одной из волостей и как следствие - непонятное состояние трассы и её очистка от снега зимой; грабежи со взломом по дачным домикам в зимний период; сохранность воинских мемориалов и "естественных памятников войны" - оборонительных сооружений... Да много всего. Думаю, Вы и сами могли бы в телефонном разговоре обрисовать Урхо общую картину интересов садоводов и постоянных жителей Белоострова.
краевед эксперт писал(а):что думают Белоостровцы о бывшем жителе Нижней Александровки Урхо Карвонен, который по крупицам собирает историю довоенного Белоострова
Возьму на себя ответственность ответить за "подавляющее большинство понимающей части участников форума": думаю, что не обижу и всех остальных, если скажу, что мы все очень рады тому факту, что в последнее время проявляется всё больше и больше людей, которые, подобно Урхо Карвонену, изначально жили в Белоострове, потом - в силу обстоятельств - вынуждены были эмигрировать в другую страну, но - слава Богу! - живы, и радуют наш ресурс своим посещением. Как минимум, за последний год таковых набралось уже двое: Урхо Карвонен и ув.TUOMAS (он же Tuomas Lankinen), не считая мемуаров Семенцовой-Толппа (там живых современников нет, есть только дети-внуки). Среди последних зарегистрированных участников форума я обнаружил пользователя с ником "Ольхина" - это тоже интересно. Пока сей участник никак себя не проявил, но будем надеяться, принесёт пользу ресурсу 8)
краевед эксперт писал(а):Урхо живет в красивом месте рядом с границейНорвегии. Участок, которым он владеет занимает площать 5 000кв.м.
Т.е. 50 "соток". Хорошо! 8)
Аватара пользователя
Буквоед
Знаток
Сообщения: 7087
Зарегистрирован: 24 ноя 2008 11:00
Откуда: Старый Белоостров, СНТ "Ленавтотранс"
x 523
x 261

Сообщение Буквоед »

Aqua$erg писал(а):TUOMAS (он же Tuomas Lankinen)
О Ланкиненах, кстати, уже упоминалось при обсуждениивоспоминаний М.Толппа.
Всё новое это хорошо забытое старое
Аватара пользователя
Aqua$erg
Хозяин
Сообщения: 9246
Зарегистрирован: 08 авг 2006 20:46
Откуда: СНТ "Полиграфист"
x 206
x 569
Контактная информация:

Сообщение Aqua$erg »

Буквоед писал(а):О Ланкиненах, кстати, уже упоминалось при обсуждении воспоминаний М.Толппа.
Дык Туомас тоже упоминал в своих постах, что Толппа приходятся ему какими-то там дальними родственниками
Аватара пользователя
Буквоед
Знаток
Сообщения: 7087
Зарегистрирован: 24 ноя 2008 11:00
Откуда: Старый Белоостров, СНТ "Ленавтотранс"
x 523
x 261

Сообщение Буквоед »

Кстати, что-то он пропал... Неужели на самом деле обиделся?
Всё новое это хорошо забытое старое
Аватара пользователя
Aqua$erg
Хозяин
Сообщения: 9246
Зарегистрирован: 08 авг 2006 20:46
Откуда: СНТ "Полиграфист"
x 206
x 569
Контактная информация:

Сообщение Aqua$erg »

Буквоед писал(а):Неужели на самом деле обиделся?
Вот-вот - сначала думайте, потом пишите, а не наоборот, как я :lol:
Аватара пользователя
Osbourne
Знаток
Сообщения: 6227
Зарегистрирован: 20 мар 2007 05:03
Откуда: ЛУАТ
x 816
x 791

Сообщение Osbourne »

Aqua$erg писал(а):
Буквоед писал(а):О Ланкиненах, кстати, уже упоминалось при обсуждении воспоминаний М.Толппа.
Дык Туомас тоже упоминал в своих постах, что Толппа приходятся ему какими-то там дальними родственниками.
Вот например, 6 декабря 1849 года у Марии Ланкинен и Томаса Толппа в Валкеасаари родился сын Николай:

https://familysearch.org/pal:/MM9.1.1/XTD2-FBF

Там встречаются в основном одни и те же фамилии - Укконен, Кяльвияйнен, Яяскеляйнен, Акканен, Репонен, Толппа.. Все они, в общем-то, дальние родственники..
Аватара пользователя
краевед эксперт
Эксперт
Сообщения: 1738
Зарегистрирован: 26 янв 2008 23:42
Откуда: СПб, пос. Белоостров
x 6

Сообщение краевед эксперт »

По воспоминаниям довоенных белоостровцев - многие рядовые пограничники, служившие в Белоострове, после окончания службы женились на белоостровках. Также на белоостровках женились и офицеры пограничники, проходившие службу в 5-ом погранотряде.
Еще одна подробность, которую рассказали довоенные жители Белоострова.
Когда девушки – белоостровки провожали пограничников по Александровскому шоссе, то дальше моста у Нижней Александровки проходить было нельзя. А последний у белоостровцев получил название «Поцелуев мост».
краевед эксперт
Аватара пользователя
Буквоед
Знаток
Сообщения: 7087
Зарегистрирован: 24 ноя 2008 11:00
Откуда: Старый Белоостров, СНТ "Ленавтотранс"
x 523
x 261

Сообщение Буквоед »

краевед эксперт писал(а):...многие рядовые пограничники, служившие в Белоострове, после окончания службы женились на белоостровках. Также на белоостровках женились и офицеры пограничники, проходившие службу в 5-ом погранотряде.
Действительно. Вспомним и семью Семенцовых, и что у Т.Вяхя жена была из Алакюля.
Всё новое это хорошо забытое старое
Аватара пользователя
краевед эксперт
Эксперт
Сообщения: 1738
Зарегистрирован: 26 янв 2008 23:42
Откуда: СПб, пос. Белоостров
x 6

Сообщение краевед эксперт »

Из газетной статьи 23 ноября 1933г.
"Берите пример с 19 дистанции"
19 дистанция пути Л-д - Финл. завербовала 2 656 рабочих для борьбы со снежными заносами. Этого количества рабсилы вполне достаточно для нормальной работы по расчистке путей.
Дистанция заключила договоры с 13 колхозами Пригордного и Куйвозовского р-нов на социалистическую взаимопомощь в зимний период.
...На днях в Белоострове была проведена проверка того, как выполняют колхозы свои обязательства по снегоборьбе. В один из колхозов Александровского сельсовета был послан нарочный с требованием выслать 12 человек. Все 12 колхозников явились к назначенному сроку....
(Далее текст мой.
В статье сообщалось, что составлялся договор с колхозниками об оплате. В договоре подводилась мощная идеологическая основа. Также ж.д. обеспечивала инструментом для снегоборьбы).
краевед эксперт
Аватара пользователя
краевед эксперт
Эксперт
Сообщения: 1738
Зарегистрирован: 26 янв 2008 23:42
Откуда: СПб, пос. Белоостров
x 6

Сообщение краевед эксперт »

На этой недели нашел очень интересные архивные дела с грифом "Совершенно секретно" о строительстве местных дорог в районах погранполосы по Ленинградской области в конце 20-х и 30-х годов. Эти архивные дела рассекретили совсем недавно и я оказался первым читателем. В этих делах находилась не только переписка органов погранохраны, дорожников и др., но были приложены карты (с крупным масштабом), выполненные литографией Картографического Заведения Военно-топографического отдела. Петроград 1917г. На картах нанесены все строящиеся дороги в погранполосе, а также указано расположение погранзастав с указанием их номеров и зон их обсуживания, пограничные тропы и др.
В этих делах я нашел ответ и на свой вопрос о времени постройки дороги Дибуны -Белоостров.
План по строительству дорог в пограничной зоне был разработан штабом ЛВО в 1929г..
Ниже привожу отдельные выписки из архивных дел:
"Состояние работ по капитальному строительству дорог на 1 ноября 1932г. в пределах Пригородной зоны Ленинграда:
Объекты:
......3. Коломяги- Радуголь 62325 руб.
4. Дибуны- Белоостров 59070 руб.
5. Подъезд к ст. Дибуны 9173 руб.
.....Часть уже закончена по земполотну и осталось только улучшение его
Коломяги-Радуголь
Дибуны-Белоостров
Выполнение в процентах:
Коломяги -Радуголь 95
Дибуны-Белоостров 92
Подъезд к ст. Дибуны 100"
и т.д.
краевед эксперт
TUOMAS
Садовод
Сообщения: 190
Зарегистрирован: 24 ноя 2011 14:15
Откуда: петербург
x 2

Сообщение TUOMAS »

Буквоед писал(а):
краевед эксперт писал(а):...многие рядовые пограничники, служившие в Белоострове, после окончания службы женились на белоостровках. Также на белоостровках женились и офицеры пограничники, проходившие службу в 5-ом погранотряде.
Действительно. Вспомним и семью Семенцовых, и что у Т.Вяхя жена была из Алакюля.
это были первые подснежники в развитии и процветании межнациональных
супружеских пар--
хотя в 60 х годах в Карелии где жило много финнов ингермаланцев--
почти все все женились еще на финках--
мы родившие в 40 х или правильно после 2 мир войны--
женились не на финках--ноциональнасть как то значения не имела уже--
лишь бы человек был хороший как в школе учили.
из моих знакомых и друзей у всех жены не финской национальности--
т.е. мы не как евреи или мусульмане держались за это.
здесь есть много хорошего и наоборот--
я не жалею как думаю многие другие.
все что касается села ст Белоостров
с 1600 до 2000 годов
TUOMAS
Садовод
Сообщения: 190
Зарегистрирован: 24 ноя 2011 14:15
Откуда: петербург
x 2

Сообщение TUOMAS »

краевед эксперт писал(а):Сегодня получил поздравление с Рождеством и Новым годом от Урхо Карвонен и открытку (см. ниже приложение).
Далее. Урхо сообщает о своих планах. В марте, когда ему будет 84 года, то он снова поедет в лес охотиться на лосей. В этом году он был в лесу на охоте 50 раз, но впервые -начал охотиться с 1961 г.
Далее. Урхо рассказал о некоторых подробностях своего приезда в сентябре с.г. в СПб. Сначала Урхо и Эльза предполагали ехать из Швеции через Финляндию на своей машине, но когда подсчитали транспортные расходы, то решили ехать 300км до Стокгольма на машине, а затем лететь на самолете до СПб.

Урхо Карвонен дал добро в части сообщения своего E-mail госп. TUOMAS.
спасибо за урхон эл.адрес
мы переписываемся--но сейчас у него появился новый комп.и видать его не настроить
не может--ждет помощи от сына--временная остановка--которая длится уже 3 недели-он мне не родственник просто однофамилец.
я тут собираюсь к его соседу по ала-мюллю кюля в Тампере--
там живет Анти с 1925г рождения--он обещал мне помочь нарисовать
карту их деревни в 30 х годах--говорит помнит все--
их таких очень мало осталось в живых--вот и хочу воспользоватся пока--
можно
все что касается села ст Белоостров
с 1600 до 2000 годов
Аватара пользователя
Osbourne
Знаток
Сообщения: 6227
Зарегистрирован: 20 мар 2007 05:03
Откуда: ЛУАТ
x 816
x 791

Сообщение Osbourne »

TUOMAS писал(а):он обещал мне помочь нарисовать карту их деревни в 30 х годах
Это было бы очень интересно.
Аватара пользователя
Osbourne
Знаток
Сообщения: 6227
Зарегистрирован: 20 мар 2007 05:03
Откуда: ЛУАТ
x 816
x 791

Сообщение Osbourne »

Интересное совпадение:
краевед эксперт писал(а):Эти архивные дела рассекретили совсем недавно и я оказался первым читателем.
краевед эксперт писал(а):В этих делах я нашел ответ и на свой вопрос о времени постройки дороги Дибуны-Белоостров.
Очевидно, вторым читателем был уважаемый alexsvar. :) Его сообщение на эту же тему на ОП появилось почти одновременно с Вашим, но всё же чуть раньше:
alexsvar 19 января 2012 12:02 писал(а):В период до 1939 года были построены дороги, которыми автомобилисты пользуются и поныне:
Дибуны - станц. Белоостров.
http://www.forum.aroundspb.ru/index.php ... msg_124678
Аватара пользователя
краевед эксперт
Эксперт
Сообщения: 1738
Зарегистрирован: 26 янв 2008 23:42
Откуда: СПб, пос. Белоостров
x 6

Сообщение краевед эксперт »

Osbourne писал(а):Интересное совпадение:
краевед эксперт писал(а):Эти архивные дела рассекретили совсем недавно и я оказался первым читателем.
Очевидно, вторым читателем был уважаемый alexsvar. :) Его сообщение на эту же тему на ОП появилось почти одновременно с Вашим, но всё же чуть раньше:
alexsvar 19 января 2012 12:02 писал(а):В период до 1939 года были построены дороги, которыми автомобилисты пользуются и поныне:
Дибуны - станц. Белоостров.
Хотелось бы уточнить. На вкладыше для записей исследователей в тех делах, которые я смотрел в архиве, моя запись была единственной.
краевед эксперт
Аватара пользователя
Буквоед
Знаток
Сообщения: 7087
Зарегистрирован: 24 ноя 2008 11:00
Откуда: Старый Белоостров, СНТ "Ленавтотранс"
x 523
x 261

Сообщение Буквоед »

Информация alexsvarа на ОП не обязательно, как я понимаю, м.б. напрямую связана с упомянутыми выше архивными документами. Она просто совпала по времени, имея под собой конкретный повод. О строительстве дорог вполне может быть известно из открытых источников.
Хотя совпадение почти телепатическое :D
Всё новое это хорошо забытое старое
TUOMAS
Садовод
Сообщения: 190
Зарегистрирован: 24 ноя 2011 14:15
Откуда: петербург
x 2

Сообщение TUOMAS »

Osbourne писал(а):
TUOMAS писал(а):он обещал мне помочь нарисовать карту их деревни в 30 х годах
Это было бы очень интересно.
тут одно но и финское приглашение--
нельзя получается когда я хочу а когда он меня принет--
пока звонка нет--придется самому брать быка за рога---
я ему позвонил в начале декабря---поговорили--
он сказал что на носу рождество--так что ни как --
после нового года приезжай сказал он мне---
которая давала мне его телефон сказала что он очень говорлив--
но на поверку оказалось--что возвраст чтоли взял свое или что--
говорил но говорлив--
звонил я ему в рождество--поздравил--и сказал приеду в январе--
и попросил еще одну с ала мюллю кюля пригласил бы она где то с ним рядом
живет--
завтра у нас день выборов президента--позвоню ему поздравлю---
и напрошусь в гости---может пожилой человек уже забыл меня---
и там решим когда он меня примет--
а так без приглашения не прилично да вообще наверно нельзя--
будем надеятся что все будет ОКЕЙ
ПОТОМ НАПИШУ КАК ПРОШЛА ВСТРЕЧА
все что касается села ст Белоостров
с 1600 до 2000 годов
Аватара пользователя
Aqua$erg
Хозяин
Сообщения: 9246
Зарегистрирован: 08 авг 2006 20:46
Откуда: СНТ "Полиграфист"
x 206
x 569
Контактная информация:

Сообщение Aqua$erg »

Буквоед писал(а):Чем таким были замечательны Огоньки - "проходной" населённый пункт на трассе Ленинград-Выборг?
5-значный перекресток с КП
Аватара пользователя
Буквоед
Знаток
Сообщения: 7087
Зарегистрирован: 24 ноя 2008 11:00
Откуда: Старый Белоостров, СНТ "Ленавтотранс"
x 523
x 261

Сообщение Буквоед »

Aqua$erg писал(а):
Буквоед писал(а):Чем таким были замечательны Огоньки - "проходной" населённый пункт на трассе Ленинград-Выборг?
5-значный перекресток с КП
"Это он сейчас Ломоносов..." (с) 8)
А когда не было бетонки, был просто поворот на Зеленогорск, от которого до Огоньков ещё пара вёрст (см. "генштабовку"). А главное, почему "жизнь кончалась" в Огоньках, как когда-то в Шепетовке? :green2:
Всё новое это хорошо забытое старое
alexsvar
Садовод
Сообщения: 369
Зарегистрирован: 20 дек 2008 23:25
x 4

Сообщение alexsvar »

краевед эксперт писал(а):На этой недели нашел очень интересные архивные дела с грифом "Совершенно секретно" о строительстве местных дорог в районах погранполосы по Ленинградской области в конце 20-х и 30-х годов. Эти архивные дела рассекретили совсем недавно и я оказался первым читателем. В этих делах находилась не только переписка органов погранохраны, дорожников и др., но были приложены карты (с крупным масштабом), выполненные литографией Картографического Заведения Военно-топографического отдела. Петроград 1917г. На картах нанесены все строящиеся дороги в погранполосе, а также указано расположение погранзастав с указанием их номеров и зон их обсуживания, пограничные тропы и др.
В этих делах я нашел ответ и на свой вопрос о времени постройки дороги Дибуны -Белоостров.
План по строительству дорог в пограничной зоне был разработан штабом ЛВО в 1929г..
Ниже привожу отдельные выписки из архивных дел:
"Состояние работ по капитальному строительству дорог на 1 ноября 1932г. в пределах Пригородной зоны Ленинграда:
Объекты:
......3. Коломяги- Радуголь 62325 руб.
4. Дибуны- Белоостров 59070 руб.
5. Подъезд к ст. Дибуны 9173 руб.
.....Часть уже закончена по земполотну и осталось только улучшение его
Коломяги-Радуголь
Дибуны-Белоостров
Выполнение в процентах:
Коломяги -Радуголь 95
Дибуны-Белоостров 92
Подъезд к ст. Дибуны 100"
и т.д.
Здравствуйте, Краевед-эксперт!

Вы не могли бы дать ссылку на архивные дела, где хранятся документы по дорожной теме? Дороги строились в рамках оборонительного строительства (КаУРа), но коллега Тульнов был лимитирован в Москве и не смог скопировать все доступные дела по КаУРу. Было бы здорово дополнить их документами другого (не НКО ) ведомства.
Аватара пользователя
Aqua$erg
Хозяин
Сообщения: 9246
Зарегистрирован: 08 авг 2006 20:46
Откуда: СНТ "Полиграфист"
x 206
x 569
Контактная информация:

Сообщение Aqua$erg »

Буквоед писал(а):был просто поворот на Зеленогорск, от которого до Огоньков ещё пара вёрст (см. "генштабовку"). А главное, почему "жизнь кончалась" в Огоньках, как когда-то в Шепетовке?
Новый КП, новый отсчёт километража. Причём, помню по детству, отсчёт шел именно от КП - как в сторону Выборга, так и в сторону Ленинграда. КП в Осинке не брали в расчёт из соображений близости к городу, видимо. А КП в Огоньках (рядом с Огоньками, не придирайтесь - ясно же, что невозможно было назвать трассу "Парголово-КП_на_57_км", назвали по ближайшему н.п.) всё-таки на 57-м км Выборгского направления.
Аватара пользователя
Буквоед
Знаток
Сообщения: 7087
Зарегистрирован: 24 ноя 2008 11:00
Откуда: Старый Белоостров, СНТ "Ленавтотранс"
x 523
x 261

Сообщение Буквоед »

Всё это правильно. Но я спрашивал не об этом, а о том, почему прямая трасса непосредственно на Выборг не называлась полностью Ленинград-Выборг, а вырезался из неё какой то кусок, да ещё со своим отсчётом километража. Частично ответ, наверно, в том, что финны и др. иностранцы именно в Огоньках сворачивали направо и ехали через Зеленогорск. А эта дорога была для них закрыта. Как сейчас помню, году в 83-84-м на КП в Осиновой Роще известный всем водителям пузатый ст. лей-т (позднее - и капитан, и майор, и всё на одном посту 8) )с громким свистком и вздетым жезлом выскочил "на центр", остановил движение и с торжествующим видом припарковал прямо к будке мерседес с иностранными номерами, съехавший с горы со стороны Выборга. Поймал шпиона! :green2:
Всё новое это хорошо забытое старое
Аватара пользователя
краевед эксперт
Эксперт
Сообщения: 1738
Зарегистрирован: 26 янв 2008 23:42
Откуда: СПб, пос. Белоостров
x 6

Сообщение краевед эксперт »

alexsvar писал(а): Здравствуйте, Краевед-эксперт!

Вы не могли бы дать ссылку на архивные дела, где хранятся документы по дорожной теме? Дороги строились в рамках оборонительного строительства (КаУРа), но коллега Тульнов был лимитирован в Москве и не смог скопировать все доступные дела по КаУРу. Было бы здорово дополнить их документами другого (не НКО ) ведомства.
Посылаю в ЛС Alexsvar для Тульнова номера секретных фондов по строительству дорог в пограничной зоне в 1927-1930-х г.г.
Хотелось бы знать тему и цель исследований Тульнова.
Были ли какие-нибудь публикации по этой теме у Тульнова или др. исследователей?
Прошу Тульнова поделиться информацией на нашем форуме.

А Тульнову кто-нибудь финансирует поездки в Москву? Или, как и я, все из своего кармана?
краевед эксперт
alexsvar
Садовод
Сообщения: 369
Зарегистрирован: 20 дек 2008 23:25
x 4

Сообщение alexsvar »

краевед эксперт писал(а):
alexsvar писал(а): Здравствуйте, Краевед-эксперт!

Вы не могли бы дать ссылку на архивные дела, где хранятся документы по дорожной теме? Дороги строились в рамках оборонительного строительства (КаУРа), но коллега Тульнов был лимитирован в Москве и не смог скопировать все доступные дела по КаУРу. Было бы здорово дополнить их документами другого (не НКО ) ведомства.
Посылаю в ЛС Alexsvar для Тульнова номера секретных фондов по строительству дорог в пограничной зоне в 1927-1930-х г.г.
Хотелось бы знать тему и цель исследований Тульнова.
Были ли какие-нибудь публикации по этой теме у Тульнова или др. исследователей?
Прошу Тульнова поделиться информацией на нашем форуме.

А Тульнову кто-нибудь финансирует поездки в Москву? Или, как и я, все из своего кармана?
Спасибо! Получил.
Вчера немного порыл, но почему-то не нашел копиях из московского архива документа про строительство дорожной сети. А оно было. Только мы считали, что развернулось оно в середине 30х, а выходит, что раньше.
Тема и цель исследований г.Тульнова - Карельский укрепрайон. Но пока он отошел от дел, надеюсь ненадолго.
Была когда-то давно публикация К.Назаренко "Северный щит Ленинграда" http://www.aroundspb.ru/fort/kaur/kaur.php сейчас информация в ней устарела.
И не так давно был еще небольшой обзор, ныне тоже требующий правки: http://apk1slon.spb.ru/kaur/index.php В недалеком будущем эта статья в переработанном виде выйдет в бумажном издании.
Тульнов жил в Москве и работал в архиве за свой счет, мы немного его финансировали вскладчину.
Ответить