На днях совершили с Osbourneом по этим же местам вторую экспедицию с целью осмотра остатков станции Пуннус, посещение Барышева и той части Вещёва, которую пропустили год назад.
Пуннус замечателен тем, что это единственный остановочный пункт уже разобранной к тому времени ж/д, обозначенный на известной генштабовской карте. Конечно же, советским топонимом: "платформа Красноозёрное".
Вложения
Межевой знак на дороге, ведущей к станции
Всё кругом поросло и проросло добротным сосняком
Развалины моста на трассе в направлении на Валкъярви
В Вещёво/Heinjoki сохранились следы исторического центра - фудамент кирхи, кладбище с остатками каменной ограды, здание начальной школы.
В деревне тихо, малолюдно, довольно чисто.
Вложения
Километровый столб. 10 км, вероятно, от Heinjoki, а 48. скорее всего, до Antrea (Каменногорска)
Развалины ветряной мельницы.
Сохранились и старые дома.
Вход на кладбище.
Но остались и следы довоенных.
За церковной оградой - кладбище. Захоронения уже современные.
Памятники жителям Heinjoki
Памятный крест на месте кирхи.
А про школу-то и забыл. Там нынче жилой дом.
Последний раз редактировалось Буквоед 03 авг 2012 12:29, всего редактировалось 1 раз.
Самое жуткое впечатление - от дороги через Житково-Вещёво. Если на подъезде от Климово через Булатную всё было разбито до печёнок и год назад, то на участке после поворота на Барышево и далее мимо Ж., В. и до примыкания на Гончарово всё было не так ужасно. Теперь же.. Ну, простите, хуже только в аду. Губернатора туда на выселки - и пусть глаза и прочие внутренности проверит на устойчивость. Тоже самое и в самом Барышево - позор!! Выше есть фото, там на доме - 1976 год. Так вот, наверно тогда в последний раз и делали маникюр..
Логичней предположить, что дорога всё-таки идёт более-менее прямым курсом, а не заворачивает в Каменногорск. Не знаю, как у финнов, а по нашей классификации она называется А-127 и идёт в Нуйямаа - тоже центр прихода. Расстояние такое же, как и до Антреа - примерно 54 километра.
ЗЫ. Вот, нашёл чужое видео, характеризующее состояние "покрытия". Март 2012 года.
Osbourne писал(а):А ещё надо было заехать в Перово - там плотина бывшей финской ГЭС и сохранившийся кирпичный корпус.
Поселок Перово назван, очевидно, созвучно прежнему названию - Перо, что идёт в свою очередь от одноимённой речки. В 1876 году некто Берг основал в Суур Перо гвоздильную фабрику. Стал производить цепи, проволоку. В 1919 году завод был куплен компанией со звучным названием "Феррария". Год постройки кирпичного корпуса неизвестен, но кроме железа там попутно производили и электроэнергию для ближайшей округи. Как почти всем железным, компанией "Феррария" одно время владела компания "Фискарс". После войны производство на фабрике возобновили. Ныне на территории производят железные кровати.
По материалам сети "Интернет".
Вложения
Плотина.
Внутри корпуса пустота.
Старый фонарный столб.
Традиционный гранит вдоль берегов.
В треугольнике под крышей видны кронштейны крепления проводов для передачи производимого электричества.
Управление шлюзами.
Корпус, на котором недавно поменяли крышу - старая провалилась.
Случайно нашелся знакомый, он служил техником на аэродроме в Вещево. Так вот он говорит, что взлетная полоса была не удачная, короткая и по бокам канавы. Нередко самолетам нехватало полосы при приземлении, сходили с нее. И такой нюанс рассказал, что в начале 90-х все начальство, весь Главный Штаб разбились на самолете при взлете на аэродроме в Пушкине. Интересно не после ли этого их расформировали.
Бомж писал(а):...в начале 90-х все начальство, весь Главный Штаб разбились на самолете при взлете на аэродроме в Пушкине.
И не в начале 90-х, а в начале 80-х.
И не "Главный Штаб", а командование Тихоокеанского флота.
Но действительно в Пушкине.
Тем не менее, по-моему, к Вещёво - никакого отношения
Случайно наткнулся на информацию о времени постройки дорог в районе Вещёво. Участок нынешней А-127 Пальцево - Зверево построен в 1925-1934 годах. Дорога Зверево - Красноозёрное (часть Н-201) - в 1933-1936. В это же время построен участок Зверево - Барышево.
Этот ракурс фабрики в Перово можно сравнить с историческим, ниже. Площадь запруды была побольше. На торце здания имеется даже надпись "Ferraria". Ныне, естественно, никакой надписи нет.
На первой - ангар с надписью "air force". Когда сажали самолет с Овечкиными, на ангаре сделали надпись на английском для пущей убедительности, что сажают в Финляндии.
На второй - хвост от того самого угнанного Ту-154 с бортовым номером 85413.
Osbourne писал(а):На первой - ангар с надписью "air force". Когда сажали самолет с Овечкиными, на ангаре сделали надпись на английском для пущей убедительности, что сажают в Финляндии.
На второй - хвост от того самого угнанного Ту-154 с бортовым номером 85413.
Церковь Хейнйоки была цела до 1944 года. Табличка из сельсовета не с церкви, конечно, а из сельсовета. Финны разгребали какой-то советский скарб и сфотографировали снятую уже табличку.
- Дом, который построили из кирпича, который сделал Салтыков, который построил себе дом, который разобрали на кирпичи.
- Мост, который построили рядом с домом, который построили из кирпича, который сделал Салтыков, который построил себе дом, который разобрали на кирпичи.
Вложения
Мост начинался на мысу рядом с кирхой.
Кирха, построенная из кирпичей разобранной усадьбы "Савикко".
Буквоед писал(а):Барышево откровенно разочаровало. Никакой аутентичности, разбитая напрочь дорога, петляющая среди построек советского периода, разномастных "коттеджей" и зарослей борщевика.
А между тем, как писалось, всё было иначе..
Буквоед писал(а):До войны в нём было, оказывается, крупнейшее в Карелии лесопильное производство, один из двух тамошних заводов принадлежал концерну "Хакман" (тому же, что владел комбинатом в Йоханнесе). Население в 1930 г. составляло 2500 тыс. чел. Железная дорога имела ответвления и к заводам в Пёллякяля, и к паромной переправе в Эюряпяя. Короче, надо думать, жизнь кипела.
Второе производство принадлежало Альстрому. Компания была основана в 1851 году и ныне не бедствует.
Понастроено там было много. Планировалось даже строительство автомобильного моста через Вуоксу и железнодорожной ветки до Приозерска. Куда всё делось? Будто смерч прошёл..
Osbourne писал(а):В 1876 году некто Берг основал в Суур Перо гвоздильную фабрику. Стал производить цепи, проволоку. В 1919 году завод был куплен компанией со звучным названием "Феррария". Год постройки кирпичного корпуса неизвестен, но кроме железа там попутно производили и электроэнергию для ближайшей округи. Как почти всем железным, компанией "Феррария" одно время владела компания "Фискарс". После войны производство на фабрике возобновили. Ныне на территории производят железные кровати.
В 1941 году на территории завода в Суур Перо сортировали имущество, оставленное советскими военными в Порлампи. Оборудование в помещении отсутствует. Кто его вывез - наши, или финны еще в 1939-м? Елки на крыше - явно финское изобретение, если вспомнить такие же на крыше мельницы в Лесогорском..
Вложения
На крыше остатки "елочной" противовоздушной маскировки.
Про старую лесопилку в Барышево было немного написано выше. По финским сведениям, первое предприятие в этом месте основал в 1891 году известный выборгский предприниматель и пивовар Федор Сергеев. Но через два года он продал бизнес не менее известному капиталисту Хакманну. В 1895 году у того появился конкурент в лице Альстрёма. В 1926 году Альстрём скупил-таки все и стал единолично развивать дело.
Лесопилка располагалась на берегу залива, соединяющегося с Вуоксой. По существовавшей в то время технологии древесина подавалась в цех вероятно с помощью лебедки и далее обрабатывалась с помощью оборудования, приводившегося в движение с помощью паровой машины. Возможно, позднее паровой привод был заменен на электрический. Об этом говорит расположение построек, а точнее - их разный возраст. Но это лишь мои догадки. Схожую организацию производства, исходя из оставшихся фундаментов, можно наблюдать на месте бывшей лесопилки в Тулокасе (Ленинское) и, как говорит Михаил Логунцов, на заводе Гутермана в Белоострове.
Исторические фотографии можно посмотреть выше. Ниже же представляю то, что осталось от крупнейшего на перешейке лесопильного производства.
Вложения
Возраст этой постройки я определить не решаюсь, она полностью из бетона, верх был кирпичный. Но, как мне кажется, она самая поздняя. На старых фото ее нет. Проходы прорублены грубо, возможно уже потом, в советское время.
В воде видны остатки пирса.
Вот это здание могло быть построено уже в 1920-е, в нем мог располагаться электрический привод взамен парового. Вал одним концом направлялся именно сюда.
Шпилечка толщиной в два пальца.
Огромное основание под вал, шедший поперек главного здания.
Остатки кафеля на полу котельной.
Возможно, котел располагался в подвале. Трубы для подачи воды (пара?).
Подвал, вероятно на месте котельной.
Станина от чего-то большого и тяжелого. Ее до сих пор не смогли выдрать охотники за металлом.
Это фундамент главного здания. Такие же пирамиды есть и в Тулокасе.