В самом начале этой ветки обсуждалась тема минирования/разминирования Выборга осенью 1941 г.. Недавно на эраунде её вновь поднял один из пользователей. Для него, она, похоже была новой, а на эраунде тема, как оказалось, до того вообще не звучала. Зато теперь в обсуждении поучаствовали те, для кого сюжет - далеко не новость, благодаря чему появилось несколько фотографий.
Кого интересует подробнее - плиз на эраунд
Экспонаты на фото - из б.Национального музея связи в Риихимяки. Ныне экспозиции и коллекции переведены в Хямеэнлинну, в Музей артиллерии, инженерии и связи (почти как у нас, блин!)
Вложения
По советской классификации это называлось мина Ф-10
На обложке в правом верхнем углу есть анонс: Valkeasaari veteraani kertoo tulihelvetistä (Ветеран Белоострова рассказывает об адском огне).
Можно найти и выложить этот сюжет?
Вкратце - ветерана зовут Viljo Sahlstén, воевал он в JR1, в 2011-м ему было 90. 9 июня 1944 его, уже раненого, засыпало в обвалившейся от взрыва землянке. Однако его откопали свои же и он спасся.
Вкратце - ветерана зовут Viljo Sahlstén, воевал он в JR1, в 2011-м ему было 90. 9 июня 1944 его, уже раненого, засыпало в обвалившейся от взрыва землянке. Однако его откопали свои же и он спасся.
Этот ветеран приезжал в Белоостров в 2004г. и показал эту землянку и место где упал штурмовик ИЛ-2 в первый день наступательной операции на Карельском перешейке 9 июня 1944г.
В декабре 2003г. обелиск погибшим летчикам регионального значения был разрушен по решению властей Ленобласти и его части были сброшены в ближайший финский окоп и засыпаны бульдозером. Но ветеран точно указал место падения самолета. Об этом эпизоде мне рассказывал краевед Владимир Чекунов.
Также по словам краеведа Чекунова (по воспоминаниям финского солдата, приезжавшего на места боев в 2004г.) стало известно, что тела погибших летчиков извлекли из самолета финские солдаты после его падения 9 июня 1944г.
краевед эксперт писал(а):Этот ветеран приезжал в Белоостров в 2004 г. и показал эту землянку и место где упал штурмовик ИЛ-2 в первый день наступательной операции на Карельском перешейке 9 июня 1944 г.
Но.. эти места нам неизвестны? И Чекунов не показывал?
Osbourne писал(а):Вкратце - ветерана зовут Viljo Sahlstén, воевал он в JR1, в 2011-м ему было 90. 9 июня 1944 его, уже раненого, засыпало в обвалившейся от взрыва землянке. Однако его откопали свои же
Этот ветеран приезжал в Белоостров в 2004г. и показал эту землянку и место где упал штурмовик ИЛ-2 в первый день наступательной операции на Карельском перешейке 9 июня 1944г.
В декабре 2003г. обелиск погибшим летчикам регионального значения был разрушен по решению властей Ленобласти и его части были сброшены в ближайший финский окоп и засыпаны бульдозером. Но ветеран точно указал место падения самолета. Об этом эпизоде мне рассказывал краевед Владимир Чекунов.
Также по словам краеведа Чекунова (по воспоминаниям финского солдата, приезжавшего на места боев в 2004г.) стало известно, что тела погибших летчиков извлекли из самолета финские солдаты после его падения 9 июня 1944г.
Сегодня позвонил Владимиру Чекунову и уточнил отдельные детали из воспоминаний финского ветерана.
Ветеран приезжал не позже декабря 2003г., когда старый обелиск еще не был разрушен. Ветеран своими глазами видел как зенитка подбила штурмовик ИЛ-2, который упал именно в месте , где поставили обелиск.
9 июня он был ранен, когда снаряд попал в блиндаж, в котором находились и другие солдаты. 10 июня он очнулся и застонал. Его услышали и финские солдаты его начали откапывать. В это время началась атака советских танков и автоматчиков, но финский лейтенант приказал солдатам продолжать его откапывать. Откопали только его.
Этот ветеран сказал Чекунову, что он по гроб своей жизни обязан за это лейтенанту.
Чекунов сообщил, что когда приезжали финские ветераны, то он присутствовал в момент когда ветераны разговаривали с хозяином участка, на котором находился разрушенный блиндаж с останками финских солдат. Ныне на краю крутого склона стоит амбар и, если начать земляные работы, он может свалиться в сторону склона. Поэтому он сказал ветеранам, что разрешит провести эти работы, но с условием, что будет составлен соответствующий договор между ним и финнами.
Чекунов по памяти сказал, что если ехать от СПб, то этот участок находится не доезжая Пасторского ручья, справа в 50м от Выборгского шоссе.
краевед эксперт писал(а):9 июня он был ранен, когда снаряд попал в блиндаж, в котором находились и другие солдаты. 10 июня он очнулся и застонал. Его услышали и финские солдаты его начали откапывать. В это время началась атака советских танков и автоматчиков, но финский лейтенант приказал солдатам продолжать его откапывать. Откопали только его.
Этот ветеран сказал Чекунову, что он по гроб своей жизни обязан за это лейтенанту.
В тексте воспоминаний история звучит несколько иначе. Лейтенант Эркки Сиукола, командир третьего взвода, был уверен, что в засыпанной землянке никого не осталось в живых и приказал прекратить откапывание. Но двое солдат продолжали копать и откопали Сальстена и второго солдата - Лайхонена. В землянке они пролежали засыпанными полтора часа.
Также нигде я не нашёл упоминания о сбитом штурмовике.
краевед эксперт писал(а):9 июня он был ранен, когда снаряд попал в блиндаж, в котором находились и другие солдаты. 10 июня он очнулся и застонал. Его услышали и финские солдаты его начали откапывать. В это время началась атака советских танков и автоматчиков, но финский лейтенант приказал солдатам продолжать его откапывать. Откопали только его.
Этот ветеран сказал Чекунову, что он по гроб своей жизни обязан за это лейтенанту.
В тексте воспоминаний история звучит несколько иначе. Лейтенант Эркки Сиукола, командир третьего взвода, был уверен, что в засыпанной землянке никого не осталось в живых и приказал прекратить откапывание. Но двое солдат продолжали копать и откопали Сальстена и второго солдата - Лайхонена. В землянке они пролежали засыпанными полтора часа.
Также нигде я не нашёл упоминания о сбитом штурмовике.
Из всех раненых, находившихся в землянке, живыми откопали только Сальстена и Лайхонена. Остальные тяжелораненые умерли, не дождавшись спасения. И было это, как мне кажется из текста, в течение дня 9-го числа, потому как 10-го уже никого не успели бы откопать. Про сбитый самолёт я тоже ничего не нашёл. Упоминается маленький самолёт, пролетевший над ними в шесть утра и ушедший в сторону Ладоги. После этого и началась артподготовка. Так же упоминаются бомбардировщики, летевшие настолько низко, что можно было разглядеть лётчиков. Ещё, в одной из ссылок финн говорит, почему он вдруг решил рассказать свою историю. По его словам, о Тали-Ихантала известно в Финляндии многим, а вот о событиях 9-10 июня 1944-го - нет.
от остановки 40 км к ручью, по велосипедной дорожке, там где сосны, по утверждению моей тетки, были свалены и присыпаны землей те, кто лег 10.06.44. С 1953 г, они еще долго видели торчащие кости из-под дерна.
Вчера пытался сделать фото танка КВ в сторону бывш. дерев. моста через Кузьмин ручей и пограничную вышку (см. фото от 19 сент. 1941г.), но место где стояла вышка заснять не удалось. Все заросло деревьями высотой более 10 м.
Ниже прикрепил выкопировку из плана детальной планировки ДСК Дюны от 1956г. с нанесением обстановки по двум фото от 19 сент. 1941г.
Также на плане измерил угол в секторе дерев. мост через Кузьмин ручей - фотокорреспондент - пограничная вышка. Угол составил прибл. 30 град.
Буквоед писал(а):Щас сразу наведу критику!
На плане получается, что танк, столб и вышка - на одной линии. Если же посмотрим на фото 51403, этого никак не получается.
Согласен , что на фото -они не на одной линии. Но столб и танк находились совсем рядом. Т.к. точных координат у меня нет, то достаточно приблизить на плане танк на несколько метров к Кузьмину ручью, а столб - к реке Сестре и все будет сходиться. Они - будут не на одной линии.
На другом фото (от Казак - камня) видно, что столб находился в створе русла Сестры.
Еще по фотографиям у меня появился вопрос. Столбы телефонные ? Для пограничников и сельсовета?
Довоенные жители Александровки говорили мне, что до войны электричества у них не было.
Вложения
расстояние между столбом и танком около 20 метров
Снимок от 15 июля 2014г. сделан приблизительно с той точки, на которой стоял финский фотокорреспондент в сентябре 1941г.
краевед эксперт писал(а):достаточно приблизить на плане танк на несколько метров к Кузьмину ручью, а столб - к реке Сестре и все будет сходиться. Они - будут не на одной линии.
Согласен!
краевед эксперт писал(а):Столбы телефонные ? Для пограничников и сельсовета? Довоенные жители Александровки говорили мне, что до войны электричества у них не было.
краевед эксперт писал(а):Столбы телефонные ? Для пограничников и сельсовета? Довоенные жители Александровки говорили мне, что до войны электричества у них не было.
А в сельсовете тоже не было? А в бывших фабриках?
По архивным документам зимой 1907г. утром из-за неисправности дымохода в конторе наследников Ольхиных (у 1-го озера) загорелась чердачная балка. По телефону была вызвана помощь пожарных из Сестрорецка. Благодаря обилию воды и содействию местных пожарных из Александровской дружины и рабочих бумажной фабрики пожар был потушен к вечеру.
С 1911г. в Александровке появилось белоостровское пожарное общество, которое арендовало земельный участок (ныне автобусное кольцо маршрута №494) и построило в 1913 депо с каланчой, а также обоз.
С 1916г. председателем общества был Сергей Пилов (см. статью « Пилов, его театр и кинематограф в Белоострове» http://beloostrov.ru/stat_25.html )
Об электричестве в Александровке.
На Александровских бумажных фабриках находились водяные турбины и генераторы эл. тока. Но у местного населения электричества не было.
Обратил внимание, что на фото танка в сентябре 1941г. видна тень от деревянного столба. М. б. по длине и направлению тени можно попробовать определить место столба и танка?
А зачем? Место танка определено сегодня, к.м.к., достаточно точно. Столб находился на обочине шоссе на расстоянии ~ 1,5 длины корпуса танка, т.е. 10 м.
Буквоед писал(а):А зачем? Место танка определено сегодня, к.м.к., достаточно точно. Столб находился на обочине шоссе на расстоянии ~ 1,5 длины корпуса танка, т.е. 10 м.
Фотографии 1941-44 г.г. как нельзя лучше расскажут местным жителям об истории Белоострова в этот непростой период времени. Это нужно сделать и для проведения будущих экскурсий по Белоострову для школьников и др. Для этого предполагаю нанести обстановку на карте (плане) поставить для потомков памятные знаки с номерами на местах попавших на фото 1941-44г.г. и др.
Например фото имеются на:
1. Финский вокзал ст. Раяйоки арх. Гранхольма
2. Российский вокзал ст. Белоостров постр. 1934г. арх. Воробьева Андрея Степановича.
3.. Миллионный белоостровский ДОТ (ныне сохранились развалины и написана статья "История белоостровского миллионера").
4. Казак-камень (ныне существует) и фото переправы, а также телефонный кабель глубокого залегания (2 метра) к Миллионному Доту.
5. Финская фронтовая дорога и тропа к Миллионному Доту.
6. Корпуса бумажных фабрик, в т.ч. аерофотосъемка не позже 20 мая 1944г.
7. Троицкой церкви.
8. Танки КВ в Кузьмине Ручье и на Александровском шоссе.
9. Пограничные вышки.
10. Пограничные ворота у ж.д. моста и при въезде в пограничный лагерь на Александровском шоссе у 1-го озера.
и пр. достопримечательности истории Белоострова.
Вложения
Тригонометрическая вышка, которая стояла на Пухтоловой горе до войны.
краевед эксперт писал(а):Это нужно сделать и для проведения будущих экскурсий по Белоострову для школьников и др. Для этого предполагаю нанести обстановку на карте (плане) поставить для потомков памятные знаки с номерами на местах попавших на фото 1941-44г.г. и др.
Отличная идея. Но, определить, собственно, нужно только местоположение вышки. Остальное всё известно.