http://beloostrov.ru/show_img.php?mode= ... /52_04.jpg Схема расположения 291 сд в районе Белоострова. В 1942 году положение не менялось. Наградные (и всякие другие документы) писали невесть кто. Даже почерк не обязательно должен быть красивым. 23 все-таки, скорее, армия, а не дивизия имелась в виду
2 DEMOSFEN1966
На первом скриншоте современный вид местности. Позиции 2/838 находились на месте нынешнего водоема для "купания" сертоловских танков. Т.к. на полигоне сейчас ведется строительство коттеджей с благословения Сердюкова, то что с водоемом - не известно. Возможно, что-то от позиций осталось на горочке, что по карте выше этого водоема. Как туда попасть сейчас - хз. Раньше было легко как от садоводства на 38 км, так и от Песочного шоссе. Просто сейчас может все быть перекопано и обнесено забором. И расположение дота Миллионер, как вы просили.
На втором скриншоте опять Миллионер и позиции. Только зачем вам Миллионер. Мне кажется, что позиция корректировщика должна быть выше Серебряного ручья. В районе дислокации 2 и 3 батальонов 1025 сп (есть положение на карте). Т.к. там не лесисто-кустарниковая местность, а более открытая (судя по карте). Там и к Александровке уже ближе, а не к Белоострову
Можно и там и сям. Рассказываю, как было раньше.
Скриншот 4. Заезд сверху. Едем до основного поворота в Мертуть и поворачиваем влево. Там шлагбаум, но он всегда открыт. Если вдруг закрыт, то едем еще метров 150 и поворачиваем на территорию стройбазы. Проезжаем ее насквозь( в понедельник закрыта) и выезжаем направо на желтый трек. Помеченный крестиком въезд суровый - обычно только по пропускам. Там не едем. Раньше на месте надписи "шлагбаум или яма" была яма ( а был и шлагбаум). Что сейчас - не знаю. До этого места 2.5 км. Если что - там ставить машину и идти пешком. 6.5 км - 2.5 км = 4км пешком до карьера. По пути можно посетить два дота. Если чуть в сторону, то три.
Скриншот 5. Едем снизу. Доезжаем до газопровода и ставим машину. Года 4 назад еще по газопроводу можно было ехать, потом поставили шлагбаум. Через п.Западная Лица не проехать ( да и не пройти просто так). Идем пешком порядка 3 км. ( или 2.8 по гуглолинейке)
Думаю, что все-таки лучше сверху
Можно еще и так: после н.п. Черная речка доезжаем до перекрестка со светофором и сворачиваем НАЛЕВО - в строящийся жилмассив "Золотые купола". Там едем, сколько возможно, по прямой, дальше - вероятно, пешком. От поворота всего получается 3.4км
Вообще этот карьер - на территории Сертоловского танкового полигона
Раньше проехать до карьера можно было и сверху и снизу. Яму то раскопают, то закопают. Сейчас, вероятно, закопана, тк рядом строительство и надо подвозить стройматериалы. Хоть это и полигон, но пешком можно всегда, если не идут учения со стрельбой или проездом тяжелой техники. Если на пути будет знак, что проезд запрещен, то ехать далее лучше не надо. Мало ли что... танк наедет... .
Сейчас этот карьер может вообще не использоваться. У вояк есть место поближе для этих целей. А по тем дорогам еще в прошлом году ездили ученики автошколы сертоловской на легковушках
С очень большой долей вероятности именно по этой просеке ваш дед периодически ходил на свой пост наблюдения и корректировки огня. Начало просеки рядом с карьером должно сохраниться. А вот что там дальше, в самом этом строящемся садоводстве... Может, по некоторым еще неразработанным участкам ее тоже можно посмотреть
Спасибо LYNX и AquaSerg. Обязательно в ближайшее время съезжу. Если уж легковушки ездят, то моему JEEP не будет проблем... А дед был не корректировщиком, а наводчиком пушки. Если что интересного найду на позиции, то выложу фотки. Очень много интересного прочитал и посмотрел на форумах сайта. А так еще раз СПАСИБО за участие и ответы на форуме.
О памятнике танкистам на 1-й танковой дороге известно, наверно, всем участникам форума.
Напомним ещё раз, что написно на табличке: "Воинам 1-й Краснознамённой танковой бригады, павшим здесь 9-10 июня 1944 г. при прорыве финских укреплений.
На этом месте 9 июня 1944 г. советским танком Т-70 был совершён таран финского ДЗОТа. Экипаж потерявшего подвижность танка продолжал вести огонь до последнего патрона и героически погиб, поддерживая атаку пехоты. Имена героев неизвестны"
Желая узнать подробности этого боевого эпизода, решил обратиться к журналу боевых действий 1КТБр, опубликованному на сайте "Память народа". И выяснил, что 9-10 июня 1944 г. бригада боевых действий не вела (9 июня она вообще была ещё в Красном Селе!), а только перебрасывалась и сосредотачивалась в исходном районе - в 2 км северо-восточнее Сертолово. Оперативно подчинённый бригаде 27 гвардейский тяжёлый танковый полк сосредоточился юго-восточнее Сарженки. Из района сосредоточения танкам предстояло двинуться в Мертуть. А в 4.00 11 июня 1 КТБр и 27 ГвТТП уже переправились через Сестру (по неприспособленному для танков мосту!)в Яппиля и в 9.20 вместе с другими частями атаковали финнов в направлении Хапала, Терийоки. Кстати, поддерживал атаку 943 штурмовой авиаполк - полк Балакана и Темнова!
Т.о. понятно, что двигались танки через Мертуть и далее по Выборгскому шоссе, через уже оставленный финнами Старый Белоостров.
Более подробно об этом можно прочитать на прилагаемых сканах страниц ЖБД.
Выходит, на 1-й танковой погиб экипаж какого-то другого танка. Ведь и среди потерь 1КТБр за эти дни танков Т-70 не значится.
Да, я уже на эту тему шерстил обдмемориал. В том районе вообще нет погибших танкистов за 9 и 10 июня. У меня есть несколько фамилий из радиуса 3-5 км, но, емнип, там экипажи Су-152 и Т-34. Сейчас не могу сказать. Данные у меня дома в бумажном виде, а с дачи вернусь только завтра
Вдоль 1-й танковой дороги, как я понял, наступала 381 сд 97 ск. С утра 10 июня. В направлении на М.Каллелово. А поддерживал её, если верить журналу боевых действий 97 ск, 226 отдельный танковый полк.
К сожалению, ни о мат. части полка, ни о потерях в жбд ничего не сказано.
Тут может быть много версий. Вот некоторые идеи для дальнейшей разработки:
0. Кто сказал, что там был именно Т-70? Я бы не стал верить на слово надписям на памятнике, рядом с которым не лежит подтверждающий это материал. Равно как и датам.
1. Этот танк могли потерять, например, сильно до июня 1944. Там мог лопнуть и Т-26 осенью 1941, например - тоже легкий танк.
2. Это мог быть танк 220 ТБр, принимавший участие в разведке боем 09.06.44. У них Т-60 и Т-70 были, равно как и много чего еще. Надо смотреть ЖБД 10 СД (204 СП, похоже). Правда, по 220 ТБр потери отмечены в ОБД только на Белоостров.
3. Посмотрите 396 ГвТСАП, экипаж: Дзюба В.М., Тиморцев Ф.К., Уткин М.С. (еще 2 не нашел в списке потерь, возможно - командир Райхман М.Х.). Указано, что сгорели у выс.100.6. Может, это 109.6? Уточните у Бушко - они ошметки их машины вывозили в музей. Но это ИСУ-152; не знаю, могли ли комсомольцы так провраться и принять мелкий фарш монстра за куски легкого танка?
4. На озеро Светлое ломилась 358 СД. Можно ковырять их ЖБД, корпусной, армейский - вдруг где что всплывет.