История железнодорожной станции Белоостров

исторические материалы: все, что было до последних десятилетий, кроме военно-исторической тематики
Ответить
Аватара пользователя
краевед эксперт
Эксперт
Сообщения: 1738
Зарегистрирован: 26 янв 2008 23:42
Откуда: СПб, пос. Белоостров
x 6

Сообщение краевед эксперт »

Буквоед писал(а):В соседней теме был задан вопрос:
Что за труба на заднем плане?
Приведу ещё раз фото с трубой, а также другое фото, на котором видна та же, по-моему, труба.
Вопрос к краеведу эксперту.
Что за кочегарка могла быть в этом месте, что она обслуживала?
На заднем плане открытки № 597 деревянный телеграфный столб см. открытку с видом ст. Белоостров со стороны Финляндии.

Фото открытой платформы с генералом это не ст. Белоостров.
Вложения
ст. Белоостров.jpg
краевед эксперт
Аватара пользователя
Буквоед
Знаток
Сообщения: 7087
Зарегистрирован: 24 ноя 2008 11:00
Откуда: Старый Белоостров, СНТ "Ленавтотранс"
x 523
x 261

Сообщение Буквоед »

краевед эксперт писал(а):На заднем плане открытки № 597 деревянный телеграфный столб см. открытку с видом ст. Белоостров со стороны Финляндии.
Мне показалось, что - скажем так - вертикальный объект на открытке № 597 расположен дальше от торцевой стены вокзала, нежели телеграфный столб на вышеприведённом фото. Впрочем, спорить не буду, ракурсы слишком разные.
краевед эксперт писал(а):Фото открытой платформы с генералом это не ст. Белоостров.
Архив утверждает, что это Белоостров. Хотя ошибки не исключены, и кое-кто также сомневается, что на фото Белоостров. 8)
Поставлю вопрос снова и несколько иначе: была ли какая-нибудь кочегарка в этом месте станции?
Последний раз редактировалось Буквоед 23 янв 2016 19:43, всего редактировалось 1 раз.
Всё новое это хорошо забытое старое
Аватара пользователя
Буквоед
Знаток
Сообщения: 7087
Зарегистрирован: 24 ноя 2008 11:00
Откуда: Старый Белоостров, СНТ "Ленавтотранс"
x 523
x 261

Сообщение Буквоед »

краевед эксперт писал(а):Прикрепил фрагмент открытки буфета I кл. на ст. Белоостров
Можно предложить и целиком открытку, правда не в таком высоком качестве. :?
Вложения
Интерьер буфета на станции Белоостров. Открытка изд. Центер выпуска 1911 г.
Интерьер буфета на станции Белоостров. Открытка изд. Центер выпуска 1911 г.
Всё новое это хорошо забытое старое
Аватара пользователя
краевед эксперт
Эксперт
Сообщения: 1738
Зарегистрирован: 26 янв 2008 23:42
Откуда: СПб, пос. Белоостров
x 6

Сообщение краевед эксперт »

Буквоед писал(а):
краевед эксперт писал(а):На заднем плане открытки № 597 деревянный телеграфный столб см. открытку с видом ст. Белоостров со стороны Финляндии.
Мне показалось, что - скажем так - вертикальный объект на открытке № 597 расположен дальше от торцевой стены вокзала, нежели телеграфный столб на вышеприведённом фото. Впрочем, спорить не буду, ракурсы слишком разные.
краевед эксперт писал(а):Фото открытой платформы с генералом это не ст. Белоостров.
Архив утверждает, что это Белоостров. Хотя ошибки не исключены, и кое-кто также сомневается, что на фото Белоостров. 8)
Поставлю вопрос снова и несколько иначе: была ли какая-нибудь кочегарка в этом месте станции?
1. Прикрепил фото со стороны Финляндии. Видны два столба на краях платформы - телеграфный и с керосиновой лампой.
2. В районе станции не было производств с такой большой трубой. Ближайшая труба кирпичного завода Пузанова находилась в дер. Редуголь на удалении 1 км от ж.д. путей.
Еще одна подробность. Место около станции равнинное. Высота платформы около 0,8м. А на фото с генералом большой лестничный марш с перилами.
Вложения
ст. Белоостров.jpg
краевед эксперт
Аватара пользователя
краевед эксперт
Эксперт
Сообщения: 1738
Зарегистрирован: 26 янв 2008 23:42
Откуда: СПб, пос. Белоостров
x 6

Сообщение краевед эксперт »

Прикрепил фрагмент фото.
- табличка 1 кл. буфет (русск., финск., шведск.)
- На крыше одна из (двух ) дымовых труб круглой печи в углу буфета с северной стороны (см. фото интерьера буфета)
- Небольшой навес над входом в буфет с северной стороны.
- Небольшой лестничный марш с перилами (на дальнем плане фрагмента)
- Отапливаемый каменный туалет (с поворотным окном относительно горизонтальной оси. Построен взамен деревянного.
Вложения
Фрагмент Табл. 1 кл. буфет, - копия.jpg
краевед эксперт
Аватара пользователя
Буквоед
Знаток
Сообщения: 7087
Зарегистрирован: 24 ноя 2008 11:00
Откуда: Старый Белоостров, СНТ "Ленавтотранс"
x 523
x 261

Сообщение Буквоед »

Ещё одно фото буфета. Только люстра другая.
Вложения
буфет на станции белоостров (2).jpg
Всё новое это хорошо забытое старое
Аватара пользователя
Хон с 38
Бывалый
Сообщения: 577
Зарегистрирован: 31 окт 2013 13:13
Откуда: СНТ Белоостров 38
x 382
x 141

Сообщение Хон с 38 »

Osbourne писал(а):
Буквоед писал(а):адресат - г-жа (Евдокия, Дуняша) Степанова
В.О. 16 линия 31 - дом, к сожалению, утрачен.
Аватара пользователя
Osbourne
Знаток
Сообщения: 6227
Зарегистрирован: 20 мар 2007 05:03
Откуда: ЛУАТ
x 816
x 791

Сообщение Osbourne »

Буквоед писал(а):
краевед эксперт писал(а):Фото открытой платформы с генералом это не ст. Белоостров.
Архив утверждает, что это Белоостров. Хотя ошибки не исключены, и кое-кто также сомневается, что на фото Белоостров. 8)
Другое фото с этим генералом заявлено, как Раяйоки. А была ли станция Раяйоки в 1908-м году?
краевед эксперт писал(а):Отапливаемый каменный туалет (с поворотным окном относительно горизонтальной оси. Построен взамен деревянного.
Деревянный туалет (тоже отапливаемый) виден на другой открытке.
Вложения
Взято с terijoki.spb.ru
Взято с terijoki.spb.ru
0_1231a7_de971875_orig.jpeg
Білоострів це Європа
Аватара пользователя
Буквоед
Знаток
Сообщения: 7087
Зарегистрирован: 24 ноя 2008 11:00
Откуда: Старый Белоостров, СНТ "Ленавтотранс"
x 523
x 261

Сообщение Буквоед »

Osbourne писал(а):
Буквоед писал(а):
краевед эксперт писал(а):Фото открытой платформы с генералом это не ст. Белоостров.
Архив утверждает, что это Белоостров. Хотя ошибки не исключены, и кое-кто также сомневается, что на фото Белоостров. 8)
Другое фото с этим генералом заявлено, как Раяйоки. А была ли станция Раяйоки в 1908-м году?
Станции Раяйоки не было. А самое главное, на фото нет водонапорной башни, хотя платформа на фото расположена в том же направлении, что и в Белоострове: солце светит слева.
Вывод:это не Белоостров. А что - надо ещё полумать.
Вложения
Платформа на фото расположена в том же направлении, что и в Белоострове: солце светит слева.
Платформа на фото расположена в том же направлении, что и в Белоострове: солце светит слева.
Всё новое это хорошо забытое старое
Аватара пользователя
краевед эксперт
Эксперт
Сообщения: 1738
Зарегистрирован: 26 янв 2008 23:42
Откуда: СПб, пос. Белоостров
x 6

Сообщение краевед эксперт »

В статье " 100 лет назад на станции Белоостров или пьяный как извозчик" см. http://beloostrov.ru/stat_28.html о пьяных дебошах ...
" В 1905 году на станции Белоостров в буфете третьего класса шла бойкая продажа водки не только распивочно, но и на вынос. Это привело к сплошному пьянству местных жителей и извозчиков, приезжающих из Сестрорецка, Белоостровской волости, из Финляндии на лошадях и поездом. Постоянно происходил"и драки, скандалы и ограбления, а также случаи избиения и поножовщина. ... "

Статья написана по архивам СПб полиции за 1905г. - 1906г.г. где сказано, что на ст. Белоостров были буфеты первого, второго и третьего класса.

На разных фото станции 1900 - х годов показаны таблички буфетов первого и третьего классов, но не наблюдается буфет второго класса.

Также есть фото интерьера буфета, но на нем не указано, что это первый класс.
краевед эксперт
Аватара пользователя
Буквоед
Знаток
Сообщения: 7087
Зарегистрирован: 24 ноя 2008 11:00
Откуда: Старый Белоостров, СНТ "Ленавтотранс"
x 523
x 261

Сообщение Буквоед »

Я думаю, что классность буфетов зависела от фантазии владельца и была рассчитана, в основном, на русского пассажира. Примечательно, что на вывеске только по-русски указано "..кл. буфет", в то время, как по-фински и по-шведски просто написано "Ravintola" и "Buffett".
В общем, как осетрина первой свежести... :green2:
Всё новое это хорошо забытое старое
Аватара пользователя
краевед эксперт
Эксперт
Сообщения: 1738
Зарегистрирован: 26 янв 2008 23:42
Откуда: СПб, пос. Белоостров
x 6

Сообщение краевед эксперт »

Буквоед писал(а):Я думаю, что классность буфетов зависела от фантазии владельца и была рассчитана, в основном, на русского пассажира. Примечательно, что на вывеске только по-русски указано "..кл. буфет", в то время, как по-фински и по-шведски просто написано "Ravintola" и "Buffett".
В общем, как осетрина первой свежести... :green2:
Как вариант. На табличке с северной стороны была надпись на русск. "2 Кл. буфет".
У меня всегда возникал вопрос: "Как происходило обслуживание пассажиров в буфетах 1-го ( 2-го) классов, если стоянка поезда была 20 мин. и, при этом еще нужно было затратить время на прохождение таможенного контроля?"
Купить бутерброды или выпечку и бегом в свое купе?
Вложения
расписание финл. ж.д. в 1870г.
расписание финл. ж.д. в 1870г.
краевед эксперт
Аватара пользователя
Буквоед
Знаток
Сообщения: 7087
Зарегистрирован: 24 ноя 2008 11:00
Откуда: Старый Белоостров, СНТ "Ленавтотранс"
x 523
x 261

Сообщение Буквоед »

Полагаю, что таможенный контроль и время, для него потребное, были проблемой таможенников, а не пассажиров. Никто их в купе не держал и из буфета не выдёргивал. Так что 20 минут стоянки вполне хватало, чтобы не спеша выйти из вагона 1-го класса и проследовать в буфет, закусить и вернуться обратно.
Всё новое это хорошо забытое старое
Аватара пользователя
Osbourne
Знаток
Сообщения: 6227
Зарегистрирован: 20 мар 2007 05:03
Откуда: ЛУАТ
x 816
x 791

Сообщение Osbourne »

краевед эксперт писал(а):На разных фото станции 1900-х годов показаны таблички буфетов первого и третьего классов, но не наблюдается буфет второго класса. Также есть фото интерьера буфета, но на нем не указано, что это первый класс.
На фото 1908 года на табличке значится "I-II класс буфет". Для отдельного буфета 2 класса просто не было места. Буфет 3 класса находился слева от центрального входа: files/021_101.jpg

Пристройка с буфетом с восточной стороны появилась позже самого здания вокзала. А именно - когда станции повысили класс выше 3-го. На плане ниже пристройки нет:

Изображение

И наружная отделка у нее немного отличается от отделки вокзала.
Вложения
1908.
1908.
Білоострів це Європа
Аватара пользователя
Буквоед
Знаток
Сообщения: 7087
Зарегистрирован: 24 ноя 2008 11:00
Откуда: Старый Белоостров, СНТ "Ленавтотранс"
x 523
x 261

Сообщение Буквоед »

Буквоед писал(а):на вывеске только по-русски указано "..кл. буфет", в то время, как по-фински и по-шведски просто написано "Ravintola" и "Buffett".
Был неправ, вспылил. Но теперь считаю своё предположение безобразной ошибкой, раскаиваюсь, прошу дать возможность загладить, искупить. [Почти (с) :D]
Всё новое это хорошо забытое старое
Аватара пользователя
Osbourne
Знаток
Сообщения: 6227
Зарегистрирован: 20 мар 2007 05:03
Откуда: ЛУАТ
x 816
x 791

Сообщение Osbourne »

Вот тут, судя по всему, еще нет пристройки-буфета: files/002_497.jpg
Білоострів це Європа
Аватара пользователя
Буквоед
Знаток
Сообщения: 7087
Зарегистрирован: 24 ноя 2008 11:00
Откуда: Старый Белоостров, СНТ "Ленавтотранс"
x 523
x 261

Сообщение Буквоед »

Пристройки-буфета нет, часов не видно, зато есть вторая платформа, отсутствующая на более поздних снимках.
Всё новое это хорошо забытое старое
Аватара пользователя
краевед эксперт
Эксперт
Сообщения: 1738
Зарегистрирован: 26 янв 2008 23:42
Откуда: СПб, пос. Белоостров
x 6

Сообщение краевед эксперт »

Osbourne писал(а):
краевед эксперт писал(а):На разных фото станции 1900-х годов показаны таблички буфетов первого и третьего классов, но не наблюдается буфет второго класса. Также есть фото интерьера буфета, но на нем не указано, что это первый класс.
На фото 1908 года на табличке значится "I-II класс буфет". Для отдельного буфета 2 класса просто не было места. Буфет 3 класса находился слева от центрального входа: files/021_101.jpg

Пристройка с буфетом с восточной стороны появилась позже самого здания вокзала. А именно - когда станции повысили класс выше 3-го. На плане ниже пристройки нет:

Изображение

И наружная отделка у нее немного отличается от отделки вокзала.
На открытке интерьера буфета I - II класса видно:
- Самобслуживание пассажиров у стойки II кл. (с восточной стороны) производилось женщинами.
- Из стойки I кл.. пассажиров обслуживали официанты - мужчины.
- Внутри здания буфетов нет перегородки. Солнечный свет, проникает через 2 окна - входную дверь - окно.
- Отопление общего зала производилось двумя круглыми печами, расположенными с восточной стороны по углам общего зала (на крыше две дымовые трубы).

В статье " 100лет назад ... " о буфетах сказано:
" Народ требует закрыть буфет!

Потеряв всякое терпение, позволяем себе покорнейше просить о закрытии всякой пропажи крепких напитков и пива в буфeте третьего класса (подчеркнуто в архивном документе).
Существующий же буфет I и II класса пока никакого вреда не приносит.
Всего 94 подписи

Смешение пассажиров всех трёх классов в одном помещении представляется в высшей степени неудобным и вызывает нарекания со стороны интеллигентной публики. ... "


Еще одна подробность.
К буфетам 1 и 2 класса с восточной стороны пристроен дровяник (когда?)
Вложения
Солнечный свет в буфетах .jpg
краевед эксперт
Аватара пользователя
Osbourne
Знаток
Сообщения: 6227
Зарегистрирован: 20 мар 2007 05:03
Откуда: ЛУАТ
x 816
x 791

Сообщение Osbourne »

краевед эксперт писал(а):Не позже 1879 г. она имела 2 класс и, не позже 1905 г., 3 буфета с продажей крепких напитков (1-го и 2-го класса для интеллигенции, а также 3-го класса для простых людей) см. статью "100 лет назад на ст. Белоостров" http://beloostrov.ru/stat_28.html
Вопрос к ув. краевед эксперт. Откуда данные про 1879 год? В статье про это нет. Не придирчивости ради, просто хочется сузить промежуток появления пристройки "1879-1905". :)
краевед эксперт писал(а):К буфетам 1 и 2 класса с восточной стороны пристроен дровяник (когда?)
А когда его не было? Видимо, пристроен вместе с буфетом..
Білоострів це Європа
Аватара пользователя
Буквоед
Знаток
Сообщения: 7087
Зарегистрирован: 24 ноя 2008 11:00
Откуда: Старый Белоостров, СНТ "Ленавтотранс"
x 523
x 261

Сообщение Буквоед »

краевед эксперт писал(а):Самобслуживание пассажиров у стойки II кл. (с восточной стороны) производилось женщинами.
Противоречий не наблюдаете? :P
И вообще было ли разделение стоек по классам? Вроде как соответствующих табличек над стойками не видно.
М.б. разделение было функциональное: за стойкой у северной стены (с мужчиной) закусывали, а за стойкой у восточной стены подавали чай?
Всё новое это хорошо забытое старое
Аватара пользователя
Буквоед
Знаток
Сообщения: 7087
Зарегистрирован: 24 ноя 2008 11:00
Откуда: Старый Белоостров, СНТ "Ленавтотранс"
x 523
x 261

Сообщение Буквоед »

Буквоед писал(а):за стойкой у северной стены ... закусывали
Версия подтверждается при внимательном рассмотрении буфетного шкафа :wink:
Вложения
буфет на станции белоостров (2).jpg
Всё новое это хорошо забытое старое
Аватара пользователя
краевед эксперт
Эксперт
Сообщения: 1738
Зарегистрирован: 26 янв 2008 23:42
Откуда: СПб, пос. Белоостров
x 6

Сообщение краевед эксперт »

Osbourne писал(а):
краевед эксперт писал(а):Не позже 1879 г. она имела 2 класс и, не позже 1905 г., 3 буфета с продажей крепких напитков (1-го и 2-го класса для интеллигенции, а также 3-го класса для простых людей) см. статью "100 лет назад на ст. Белоостров" http://beloostrov.ru/stat_28.html
Вопрос к ув. краевед эксперт. Откуда данные про 1879 год? В статье про это нет. Не придирчивости ради, просто хочется сузить промежуток появления пристройки "1879-1905". :).
В (очень большом по объему) архивном деле от 1879г. приводятся различные сведения о состоянии Финл. ж.д. Петербург - Гельсингфорс , личный состав станций, зар. плата и др., также классность всех станций.
1 класса: Петербург, Гельсингфорс.
2 класса: Рихимяки, Тавасгус, Выборг, Белоостров.
3 кл. ..........
4 кл. .........

Также в деле приводятся различные сведения о различных бытовых подробностях на ж..д., например: "Баня есть только у ст. Белоостров. Как баней , так и находящейся в одном строении прачечной пользуются по очереди. Одну неделю служащие при российской таможне, вторую служащие на самой станции, буфетчик, вахтер финл. таможни и два жандарма по тому порядку, как заявили свои желания у станционного смотрителя ....."

У меня появился вопрос.
Где на вокзале располагалась кухня с плитой для приготовления пищи и дымовой трубой?
краевед эксперт
Аватара пользователя
Буквоед
Знаток
Сообщения: 7087
Зарегистрирован: 24 ноя 2008 11:00
Откуда: Старый Белоостров, СНТ "Ленавтотранс"
x 523
x 261

Сообщение Буквоед »

краевед эксперт писал(а):У меня появился вопрос.
Где на вокзале располагалась кухня с плитой для приготовления пищи и дымовой трубой?
А она на самом-то деле была? :roll:
Всё новое это хорошо забытое старое
Аватара пользователя
Osbourne
Знаток
Сообщения: 6227
Зарегистрирован: 20 мар 2007 05:03
Откуда: ЛУАТ
x 816
x 791

Сообщение Osbourne »

Два фото с сайта vaunut.org
Вложения
1937.jpg
1920-21.jpg
Білоострів це Європа
Аватара пользователя
Osbourne
Знаток
Сообщения: 6227
Зарегистрирован: 20 мар 2007 05:03
Откуда: ЛУАТ
x 816
x 791

Сообщение Osbourne »

краевед эксперт писал(а):По петербургскому ТВ год-два назад показывали кадры переезда поезда с российской стороны через пограничный мост Белоострова. Хорошо были видны парадные ворота со звездой. Как бы эти кадры найти для размещения на сайте?
Это было написано в 2012-м году. Оказывается (да хранит Господь нашу крепкую память), еще в 2008-м ув. Roman делал скриншоты этого видео: viewtopic.php?p=3520#3520 А сама передача 5-го канала вышла в 2007-м. :)

http://www.5-tv.ru/video/501566/

Смотреть с 09:55.
Білоострів це Європа
Ответить